История одного шедевра

«Портрет неизвестной женщины в чёрном платье», 1885 год, Константин Маковский«Портрет неизвестной женщины в чёрном платье», 1885 год, Константин Маковский

У волгоградцев есть возможность познакомиться с неизвестной женщиной из XIX века

26 Июн 11:03, 3 фото

Возле этого портрета всегда задерживаются посетители, именно о нем всего расспрашивают экскурсовода, прося поведать больше деталей, и чаще всего на его фоне хотят сфотографироваться.

Это произведение притягивает к себе, словно магнит, что неудивительно – картина является настоящим шедевром русской живописи и истинной жемчужиной коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И. Машкова. Позвольте представить - «Портрет неизвестной женщины в чёрном платье», созданный в 1885 году знаменитым русским историческим живописцем, мастером жанровой живописи Константином Егоровичем Маковским (1839-1915).

Жостовский поднос «МИР»Жостовский поднос «МИР»

Волгоградцы могут увидеть МИР из роз

11 Июн 15:55, 2 фото

Когда мы слышим словосочетание «жостовский поднос», память выдает четкую картинку – поднос черного цвета с живописно нарисованным в центре букетом.

Однако предмет, о котором мы вам сейчас расскажем, сломает прежний стереотип и удивит вас оригинальностью и даже смелостью своего рисунка. Итак, позвольте представить один из предметов декоративно-прикладного искусства, который входит в состав коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова – жостовский поднос, цветочный узор которого образует слово «МИР».

Этот поистине редкий экземпляр не является «продуктом» анонимного творчества – у него есть автор – известный жостовский мастер XX века Евгений Лапшин.

Жизнь и судьба Евгения Петровича Лапшина, наверное, была предопределена местом его рождения. Будущий мастер родился 5 января 1933 года в Жостове и с детства впитал в себя этот промысел. В 1947-1949 годах он учился в школе бригадного ученичества при жостовской артели «Металлоподнос». С 1950 года здесь же начал работать художником. Его произведения выставлялись на многих отечественных и зарубежных художественных выставках, а также на всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). Его произведения представлены во многих музеях. Евгений Лапшин удостоен серебряной медали Академии художеств СССР (1975), награжден орденом «Знак почёта» (1976), а в следующем 1977 году он становится лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.

Для творчества ведущего мастера жостовской фабрики Евгения Петровича Лапшина характерна своя, авторская подача народного промысла. Лапшин был художником, который умел, сохраняя традиции Жостово, привносить в работы свое видение, нередко довольно новаторское и смелое. Так, он мог расположить букеты асимметрично, «из угла», группами вокруг свободного центра. Названия его работ также индивидуальны. Широко известны такие его подносы-панно, как «Снежинка», «Юбилейный», «Рассвет».

«Портрет Екатерины II» (1766 г.) Алексея Антропова«Портрет Екатерины II» (1766 г.) Алексея Антропова

В волгоградском музее Машкова хранится один из лучших коронационных портретов Екатерины II

29 Май 14:49, 6 фото

Весной 2020 года исполнился 291 год со дня рождения императрицы Екатерины II, с правлением которой связана эпоха Просвещения в России.

Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова не случайно обратился к этой дате - в коллекции музея находятся два произведения XVIII века, изображающих великую российскую императрицу: «Портрет Екатерины II c аллегорическими фигурами Сатурна и Истории» (1793 г.) Иоганна-Баптиста Лампи Старшего и «Портрет Екатерины II» (1766 г.) Алексея Петровича Антропова.

Первое произведение поступило в фонды музея в 1980 году в составе известного щедрого дара Н. А. Арнинг-Зайцевой, а вторая работа является каноническим коронационным портретом императрицы, написанным русским мастером Алексеем Антроповым.

Произведение поступило в музей Машкова в 1960 году из собрания Государственного исторического музея.

«Портрет Ф.Н. Романова» (1897)«Портрет Ф.Н. Романова» (1897)

Волгоградцы могут увидеть портрет отца первого царя из рода Романовых руки Репина

22 Май 13:16

Когда на экспозиции выставляется угольный рисунок, созданный великим мастером Ильей Ефимовичем Репиным (1844–1930) «Портрет Ф. Н. Романова» (1897), он всегда, как магнит, привлекает всеобщее внимание.

Произведение не оставляет равнодушным не только исполнительским мастерством, но и тем, кто является главным героем портрета — Федор Никитич Романов, отец первого царя из рода Романовых - Михаил Федорович и патриарх Филарет.

В собрание Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова произведение поступило при организации музея в начале 1960-х гг. из собрания Павловского музея-заповедника и сейчас является настоящей жемчужиной коллекции ВМИИ. В последнее время произведение участвует в крупнейших федеральных выставочных проектах — так, в 2019 году «Портрет Ф. Н. Романова» принимал участие в Москве в масштабной экспозиции, посвященной творчеству Ильи Ефимовича Репина, которая проходила на трех этажах выставочных залов Новой Третьяковки. Когда произведение представлено на экспозициях такого уровня, это говорит о его несомненном признании как шедевра.

Когда смотришь на того, кто изображен на портрете, понимаешь — перед тобой незаурядная личность с необычной судьбой. И это действительно так. Боярин Федор Никитич Романов (около 1553-1554 — 1633) являлся представителем одной из самых родовитых ветвей знати — он приходился родным племянником первой жены Ивана Грозного — царицы Анастасии и двоюродным братом царя Федора Иоанновича.

Но именно принадлежность к правящему дому Федора Никитича Романова чуть не погубила.

Собака, путешествовавшая с БуддойСобака, путешествовавшая с Буддой

Волгоградцы могут увидеть удивительное существо: собаку Фу

15 Май 17:28

А вы знаете, как выглядит собака Будды? Оказывается, ее внешний вид довольно причудлив, потому как она вобрала в себя черты собаки и льва.

В коллекции музея Машкова наряду с произведениями живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства находится и фарфоровая статуэтка собаки Будды, созданная мастерами эпохи Мин в XVIII веке.

Для китайского искусства того времени свойственны потребность в эксперименте, усложненность форм и декоративность. И всё же все художественные решения здесь опираются на древние традиции. Собака в Древнем Китае была одним из самых почитаемых животных, символизирующих защиту и порядок.

Собака Будды – удивительное существо. Как мы говорили ранее, она одновременно похожа и на собаку, и на льва. Образ льва пришел в Китай вместе с буддизмом.

«Пери и Ангел»«Пери и Ангел»

Волгоградцы могут увидеть преображение души разбойника

7 Май 10:42, 8 фото

В собрание музея Машкова входит подлинник произведения Карла Брюллова (1799-1852) "Пери и Ангел", который мастер создавал в течение нескольких лет - с 1839 по 1843 годы.

Произведение входит в постоянную экспозицию и является настоящей гордостью регионального художественного музея. Не только «вживую», но даже фото способны передать оригинальность композиции и цветовых решений «Великолепного Карла».

Фарфоровая тарелкаФарфоровая тарелка

Волгоградцы могут увидеть уникальный экспонат, раскрывший "китайский секрет"

17 Апр 11:02

В пространстве выставки «Век реализма», которая будет работать до 31 декабря 2020 года, среди экспонируемых более 60 произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданных русскими художниками XIX века, есть тарелка, выполненная одной из лучших фарфоровых мануфактур России - заводе Гарднера.

Учитывая мастерство, с котором выполнено данное произведение, даже не верится, что еще в XVII веке ни Европа, ни Россия не умела производить фарфор. Рецепт создания фарфора, изобретенный в Китае, настолько тщательно им охранялся, что фарфор называли "китайским секретом".

В XVIII веке данный секрет был раскрыт, и в России в 1766 году в селе Вербилки под Москвойбыла основана фарфоровая мануфактура - завод Гарднера, ставший одним их лучших в этой отрасли. Отличительными чертами продукции завода того времени стало сочетание жанровых, занимательных сюжетов и приемов стиля ампир. Фарфоровая тарелка, представленная на выставке, как раз была создана на данной мануфактуре под Москвой.

Тарелка украшена тонкой по живописи росписью, изображающей девушку с письмом, которая, как кажется, доверительно беседует со своим белым пуделем, поверяет ему свою тайну. Несмотря на вполне современный облик, наряд девушки немного напоминает античные одежды, ее окружение также свидетельствует о том, что сцена происходит, скорее всего, в Риме. Медальон с живописной сценой окружен темно-зеленой каймой и золотым венком из листьев лавра, со времен античности почитавшегося как символ вечной жизни и славы.

Историки искусств отмечают, что со второй половины XVIII - начала XIX веков собака, судя по изображениям на произведениях искусства, начинает цениться как верный друг и любящее преданное сердце. И роспись на фарфоровой тарелке завода Гарднера тому доказательство.

«Рябина» (1930)«Рябина» (1930)

Волгоградцы могут увидеть картину, сохранившую тепло и уют спустя 90 лет

27 Мар 12:45

В прохладные дни мы особенно ценим домашний уют и комфорт: теплые тона в интерьере, обеденный стол с разного рода вкусностями, мерцающее, словно от огня в камине, освещение.

Все это есть в одном из самых уютных и «теплых» произведений Антона Шимановского «Рябина», написанном в 1930 году. Полотно входит в собрание Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова, являясь его истинной гордостью.

Имя художника Антона Борисовича Шимановского (1875-1948(1942) годы) не на слуху, и о мастере мало, кто знает, однако он был яркой и выдающейся личностью, о жизни которого можно написать захватывающий роман.

Прежде всего стоит отметить, что Антон Борисович Шимановский был женат на родной сестре жены художника Ильи Ивановича Машкова – Марии Ивановне Даниловой. Сам Машков, наш знаменитый земляк, необыкновенно талантливый художник, именем которого назван наш музей – Волгоградский музей изобразительный искусств – был дружен с Шимановским и оказал на его творчество определенное влияние.

Этюды Надежды ЧерниковойЭтюды Надежды Черниковой

Волгоградцам показали картины, написанные потрясенным человеком

17 Мар 11:47, 2 фото

В фондах Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова немало произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Но среди них есть истинное чудо – это этюды сталинградской художницы, члена Союза художников СССР с 1945 года Надежды Елисеевны Черниковой.

На них Надежда Елисеевна запечатлела пылающий от бомбежки Сталинград в августе 1942 года.

С лета 1941 года Надежда Черникова жила в Сталинграде, куда приехала на каникулы с учебы в Харьковском государственном художественном институте. Ее муж ушел добровольцем на фронт, у нее на руках была маленькая дочка, но талантливая девушка продолжала учиться, потому что не мыслила жизни без живописи.

Когда началась бомбардировка Сталинграда, Надя вместе с мамой, сестрой и двумя детками – своей дочкой и маленьким сыном сестры – были дома. Бомбардировку они пережили в укрытии, а затем взяли самое необходимое и нашли способ переправиться на спасительный берег.

Работы Александра ДейнекиРаботы Александра Дейнеки

Волгоградский музей Машкова обладает богатством бедняка

19 Сен 2019 15:18, 5 фото

Звучание фамилии Александра Александровича Дейнеки (1899-1969), уроженца города Курска, выдает его национальную принадлежность. «Дейнека» с украинского значит «бедняк».

Благодаря своему выдающемуся творчеству Дейнека вошел в элиту советских художников с эмблематичными живописными произведениями «Оборона Петрограда» (1928), «Вратарь» (1934), «Оборона Севастополя» (1942), «Сбитый ас» (1943), «Раздолье» (1944) и др. Художник обогатил мировое искусство новым пластическим истолкованием действительности, бодрым, исполненным радости бытия, взглядом на жизнь.

Монументальность – изначальное качество дейнековского стиля. Художники послереволюционного времени, к которым принадлежал наш автор, упорно искали новую образность. В творческих командировках, которые обеспечивала победившая Советская власть, нередко рождались программные вещи, в которых ставились и получали убедительное решение животрепещущие вопросы нового содержания, действенной современной формы.

Уже первая поездка художника на Донбасс летом 1924 года оказалась для него творчески плодотворной, дала материал для серии великолепных рисунков, опубликованных в журнале «У станка» за 1924 год. В ней впервые автор продемонстрировал свой независимый подход к изображению и трактовке человека труда, который отныне станет капитальной чертой его оригинального творческого метода.

Бюст Карла МарксаБюст Карла Маркса

Волгоградцы могут увидеть бронзового Карла Маркса

6 Сен 2019 11:40, 2 фото

Бесценным экспонатом в коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова является бюст основателя теории научного коммунизма.

Это первый в России художественный портрет выдающегося экономиста и социолога, созданный А. Голубкиной в 1905 году по просьбе московских большевиков.

Живая рабочая глина – большая красота, относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы», - говорила в своей книге «Несколько слов о ремесле скульптора» Анна Семёновна Голубкина (1864-1927).

Скульптура Фёдора ДостоевскогоСкульптура Фёдора Достоевского

Волгоградцам покажут мраморное воплощение девиза «Красота спасет мир»

Экспозиционное пространство Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова украшает монументальное скульптурное изображение писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881). Композиция в мраморе задумана автором, выдающимся русским скульптором Сергеем Тимофеевичем Конёнковым (1874-1971).

С образом Достоевского связана вся творческая жизнь Конёнкова. Молодой крестьянин Смоленской губернии, поступивший в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, яростно принялся за самообразование. Заново душой и разумом зрелого человека постигал он Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Льва Толстого.

Особенно близок был мне в ту пору Достоевский с его гениальной способностью к духовному самоанализу. «Пройдя» Достоевского, я почувствовал его боль за то, что так плохо устроена человеческая жизнь на земле», - писал Конёнков в автобиографической книге «Мой век».

Размышления Достоевского, тяжкие его сомнения не отпускали художника на протяжении трех десятилетий ни в России, ни на чужбине. В 1925 году в США, где скульптор и его жена Маргарита, агент советской разведки «Лукас», проведут 22 года жизни, Конёнков «изваял на свет божий» фигуру закованного в цепи, погруженного в пессимистические раздумья писателя.

Древнегреческий сосуд для напитковДревнегреческий сосуд для напитков

Волгоградцам покажут, что объединяет взрослых мужчин

Поразительное разнообразие, изобилие сохранившейся древнегреческой керамики говорит о наполненной и нескучной жизни, ее устойчивости, любви к родному очагу, о греческом способе жить и видеть мир.

«Керамик» - квартал гончаров в Афинах - получил свое имя от героя Керама, который был сыном Диониса и Ариадны. В честь Диониса - бога вина и создавались всевозможные сосуды для вина, зачастую украшенные его изображениями.

Сегодня «Городские вести» представляют древнегреческий сосуд для напитков из сокровищницы Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова – КИ́ЛИК. Блюдце плоской формы установлено на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые не превышают по высоте кромки самой чаши. Роспись отсутствует. Сосуд чернолаковый.

Этот тип керамики был распространен в Древней Греции в классический и эллинистический период. Во время обжига путем спекания железосодержащих глин получали черное покрытие с блестящей, почти глянцевой поверхностью.

«Девушка и город» (1972)«Девушка и город» (1972)

"ДЖИН-ДЖИХ-ШВИЛЬ": что за таинственное заклинание произносят волгоградцы в музее Машкова

Под этим именем художник Александр Тышлер, по маме кавказский еврей, участвовал в первой своей киевской выставке. Ведь родился он на Украине в Мелитополе, где несколько поколений классных столяров носили «говорящую» фамилию Тышлер, в переводе с еврейского - «столяр».

Единственная картина Александра Григорьевича Тышлера (1898-1980) в коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова - «Девушка и город» 1972 года. На чудесном бирюзовом фоне, который ощущается художником как космическое пространство, поясное изображение дамы, на голове, как шляпка, громоздится мощная башня с развевающимся флагом, а сама фигура выглядывает из выросших, как кристаллы, небоскребов, словно отодвигает сценический занавес. В вертикальной композиции волшебный образ полон светоносности и поэзии. Дама удивляет и веселит.

Уже в 1920-х годах на головах у тышлеровских женщин появляются разные предметы, натюрморты, лестницы, кровли, целые фантастические миры. Это часто имеет значение «оберегов», но этому есть и бытовое объяснение:

«Я вырос на юге, у нас всё на головах носили, ну буквально всё - бублики, пирожки, лимонад…мне это нравится чисто архитектурно: человек, и у него на голове еще что-то есть…У меня вещи изображены совершенно реально, а соединение их с человеком фантастично»; «В моих работах женщина может нести на голове целый город», - говорил художник.

Александровский сервизАлександровский сервиз

Орденоносец и картофелевод: о чем попросила императрица Екатерина прадеда Пушкина

Прадед великого Александра Сергеевича, российский генерал-аншеф Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781) был выдающимся государственным деятелем. И выполнил очень важное поручение первого лица Российской империи...

В 1780 году пожалованный орденом Святого Благоверного Александра Невского сын Петров гипотетически мог быть приглашен на торжественный обед в честь кавалеров этого ордена, который устраивался в Зимнем дворце за столами, сервированными одноименным гарднеровским фарфоровым сервизом.

Существует версия, что идея создания парадных орденских сервизов принадлежит фавориту Екатерины светлейшему князю Г. А. Потёмкину, по поручению которого над проектом работал русский художник-декоратор Г. И. Козлов.

Главным украшением Александровского сервиза, рассчитанного на 60 кувертов (приборов на одну персону), является восьмиконечная звезда с девизом по кругу ЗАТРУДЪ – IОТЕЧЕСТВО («За труд и Отечество»). В центре звезды помещен вензель (святой Александр) под княжеской короной. Красная лента пролегает фризом на кромке тарелки, в которой, быть может, находились и ломтики картофеля, выращенного африканским принцем.

По личной просьбе императрицы Екатерины Абрам Ганнибал начал в опытном порядке и промышленном масштабе взращивать в своем поместье под Псковом «земляное яблоко». С легкой руки псковского растениевода картошка не раз спасала Россию от голода.

«Иерусалим» (1849)«Иерусалим» (1849)

Музей Машкова хранит для волгоградцев «Оду из воды, земли и воздуха!»

Великий город Иерусалим предстает перед нашим вдумчивым зрителем на пейзажной картине Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855).

Наставник целого поколения пейзажистов в 1820 году по поручению великого князя Николая Павловича (будущего Николая I) совершил путешествие в Палестину, где вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все это нужно было сделать тайком от надзора местных мусульманских властей. Все материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков, частью эскизных.

Картина «Иерусалим» (1849), написанная десятилетия спустя после палестинской миссии, полна знания, обдумана и закончена, но при всем этом свободна. Художник избирает точку зрения с Масличной горы, где свою последнюю ночь в Гефсиманском саду провел Иисус Христос.

По правилам классического пейзажа соблюдена «кулисность»изображения, «стаффаж» (люди, животные) вынесен на условную «авансцену», расписной задник погружен в «сфумато» - световоздушную дымку, сквозь которую проступает до последней крыши уточненный силуэт города трех мировых религий.

Волгоградцы увидят ту, кто вдохновляла Мольера и удивляла Людовика XIV

Визит таинственного старца подарил Нинон де Ланкло секрет неувядаемой молодости. «Царица куртизанок», символ эволюции нравов XVII-XVIII вв., прославилась необыкновенным остроумием, красотой и долгой 90-летней жизнью.

Именно в ее салоне в 1664 году Жан-Батист Мольер впервые прочел свою комедию «Тартюф», заслужив восторженные аплодисменты. В благодарность он вывел ее в образе Селимены в «Мизантропе».

В число гостей салона де Ланкло на улице Турнелль входили Филипп Орлеанский, Шарль Перро, Лафонтен, Никола Буало, Ларошфуко, Сен-Симон, Жан-Батист-Люлли, аббат Скаррон и другие выдающиеся люди. Сам Людовик XIV интересовался мнением Нинон, на цитаты расходились ее «мо» - остроумные словечки и выражения, к примеру такие: «Нас любят скорее за привлекательные недостатки, чем за существенные достоинства».

Ее прижизненная слава и популярность прошли через века, французский художник Никола–Андре Монсио (1754-1837) изобразил на своей картин, подобной торжественной фотографии, и Нинон, и Мольера, и Лафонтена – всех «турнелльских птиц», а гравер И. Л. Анселин сделал печатную гравюру – украшение фонда западноевропейского искусства музея имени Машкова.


«В Крыму» (1916)«В Крыму» (1916)

Волгоградцы могут увидеть, как выглядит счастье

Всмотритесь в полотно «первого русского импрессиониста» Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) «В Крыму» (1916). Ослепительный свет, яркий цвет, зыбкое дрожание морского воздуха заставят ваши эмоции вспыхнуть в иллюзии счастья.

На картине, загрунтованной белой краской и оттого светящейся изнутри, художник, не скупясь, мощным пастозным слоем накладывает руками (следы его пальцев явственно различимы – находка для дактилоскописта!) яркие лиловые тени; тычками, точками, запятыми поспешно обозначает куст олеандра за спиной дамы с гитарой.

Прекрасные дамы, помимо законной жены, сопровождают все годы его благополучной жизни: актрисы, певицы, красавицы.

Олеандр ядовит, не намекает ли художник на скрытые качества избранной модели? Возможно, это одна из дочерей Федора Шаляпина, который любил посещать своего друга в Гурзуфе, мечтал выкупить выступающие из моря Одалары, скалы в виде паруса , но этой мечте не суждено было сбыться. Впрочем, о чем только не мечталось здесь, под белыми стенами коровинской дачи «Саламбо» (так звалась одна мавританская принцесса).

«До государя челобитчики» (1886)«До государя челобитчики» (1886)

«Встречая Грозного...»: волгоградцам объяснили темноту на картине Нестерова

«Городские вести» продолжают знакомить читателя с сокровищницей волгоградского музея имени Машкова: темная, в черноту стремящаяся картина «До государя челобитчики» (1886), принадлежит кисти выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова (1861-1942).

Сюжет из русской истории повествует о том, как под сумрачные своды Успенского собора Московского Кремля входит великий государь Иван Грозный и перед ним в полупоклоне сгрудились челобитчики – лица светские и духовные. Золотым свечением обозначено место появления властителя. Остальные действующие лица погружены в полумрак.

Художники, получившие в последней трети XIX века синтетические битюмные краски, не предполагали, что эти краски будут так безвозвратно темнеть от времени, практически не поддаваясь реставрации.

Лишь одно лицо юного княжича, держащего высокую горящую свечу, сияет светом, молодостью и красотой. Лицо это Нестеров написал со своей юной жены, ждущей первенца. Мария родила девочку Ольгу, но умерла во время родов.

Красавица Ольга станет любимой моделью своего отца. А образ Марии, чей «свет во тьме светит», живет и по сей день в истории русского изобразительного искусства.

Античные скульптурыАнтичные скульптуры

В волгоградском музее Машкова живут античные императоры

18 Апр 2019 11:33, 3 фото

Речь идет о знаменитых копиях скульптур времен Древней Греции и Рима.

Одна из первых коллекций, что появилась в волгоградском музее Машкова, - это произведения античного искусства.

После окончания войны в 1945 году в Эрмитаж из Берлина привезли античные скульптуры в качестве трофеев. Однако через несколько лет они вернулись обратно. В 1958 году подписали соглашение, по которому коллекция восточногерманских музеев должны была уехать в ГДР. Но перед тем, как скульптуры снова отправились в путешествие, лучшие мастера Ленинграда сделали их копии, которые трудно отличить от оригинала, сообщают «Городские вести».

Большая часть этих копий с того дня «живет» в Эрмитаже, но несколько скульптур поступили в фонд волгоградского музея Машкова. Это случилось, когда музей только-только открывался, в 1961 году.