Музей Машкова хранит для волгоградцев «Оду из воды, земли и воздуха!»
Великий город Иерусалим предстает перед нашим вдумчивым зрителем на пейзажной картине Максима Никифоровича Воробьева (1787-1855).
Наставник целого поколения пейзажистов в 1820 году по поручению великого князя Николая Павловича (будущего Николая I) совершил путешествие в Палестину, где вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все это нужно было сделать тайком от надзора местных мусульманских властей. Все материалы для будущих картин заключались в 90 листах акварельных рисунков, частью эскизных.
Картина «Иерусалим» (1849), написанная десятилетия спустя после палестинской миссии, полна знания, обдумана и закончена, но при всем этом свободна. Художник избирает точку зрения с Масличной горы, где свою последнюю ночь в Гефсиманском саду провел Иисус Христос.
По правилам классического пейзажа соблюдена «кулисность»изображения, «стаффаж» (люди, животные) вынесен на условную «авансцену», расписной задник погружен в «сфумато» - световоздушную дымку, сквозь которую проступает до последней крыши уточненный силуэт города трех мировых религий.