Волгоградцам покажут мраморное воплощение девиза «Красота спасет мир»
Экспозиционное пространство Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова украшает монументальное скульптурное изображение писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881). Композиция в мраморе задумана автором, выдающимся русским скульптором Сергеем Тимофеевичем Конёнковым (1874-1971).
С образом Достоевского связана вся творческая жизнь Конёнкова. Молодой крестьянин Смоленской губернии, поступивший в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, яростно принялся за самообразование. Заново душой и разумом зрелого человека постигал он Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Льва Толстого.
Особенно близок был мне в ту пору Достоевский с его гениальной способностью к духовному самоанализу. «Пройдя» Достоевского, я почувствовал его боль за то, что так плохо устроена человеческая жизнь на земле», - писал Конёнков в автобиографической книге «Мой век».
Размышления Достоевского, тяжкие его сомнения не отпускали художника на протяжении трех десятилетий ни в России, ни на чужбине. В 1925 году в США, где скульптор и его жена Маргарита, агент советской разведки «Лукас», проведут 22 года жизни, Конёнков «изваял на свет божий» фигуру закованного в цепи, погруженного в пессимистические раздумья писателя.
Все годы заграничной жизни меня не оставлял трагический образ Достоевского. То он мне представлялся тяжелобольным, истерзанным сомнениями, отчаявшимся человеком, и тогда являлась на свет символика безнадежности. Но ведь могучий дух его побеждает трагические обстоятельства жизни».
Перевод скульптурного портрета из одного материала в другой не механический процесс, а новое рождение образа, углубление его.
Я думал о Достоевском как о могучем мыслителе, находящемся рядом со мной. Кто еще, как он, понимал и ненавидел зло, кто, как он, мог проникнуться людскими страданиями? Большая заслуга – победить зло. Вечно ли зло и насилие? Сгинет ли тьма? Эти трудные мысли, тяжкая дума о будущем одолевают моего героя».
В 1933 году в Америке Конёнковым был создан бронзовый портрет Достоевского со скрещенными руками - «Достоевский в ссылке».
«Прекрасным натурщиком на эту пору стал пресвитер одной из нью-йоркских баптистских общин Борис Васильевич Букин – человек, жаждавший нравственного совершенства, книгочей и домашний философ», - вспоминал художник, - Достоевский – явление органически русское, и, само собой разумеется, натурщиком должен быть русский человек. Борис Васильевич был как раз то, что надо. С ним поговоришь – душу отведешь, а истовый характер этого бывшего дьячка русской сельской церкви под стать создаваемому образу. Доходы баптистского пресвитера были таковы, что своих пятерых детей он прокормить не мог, но стойкости не терял. Богатые американцы черствый хлеб не ели. Купленный утром хлеб к вечеру выносился в специальные коробки, которые стояли на лестничных площадках. Букин, вооружаясь мешками, ходил из подъезда в подъезд и теми черствыми кусками кормил семью».
В законах Вселенной есть духовное начало. Конёнков с конца тридцатых годов увлекался египтологией, Библией, космогоническими идеями. К старости он и внешне стал похож на ветхозаветного пророка. Прочно проросли в нем глобальные идеи коммунизма. Так, на Ленинских горах он предполагал поставить монумент вождю мировой революции :
«Земной шар с фигурой Владимира Ильича Ленина и группой «народы мира» будут совершать один поворот в сутки таким образом, чтобы рука Ленина постоянно указывала на Солнце … вершины мачт должны венчать изображения созвездий, которые находились на небосклоне в осеннее равноденствие в дни Октябрьской революции».
В такой обстановке прекраснодушного величия и появилась мраморная версия портрета Федора Достоевского, вдохновленная словом писателя «Красота спасет мир». В 1961 году эта скульптура переехала в волгоградский музей имени Машкова на постоянное место жительства из Московской дирекции художественных выставок и панорам.