В волгоградском музее Машкова хранится один из лучших коронационных портретов Екатерины II
Весной 2020 года исполнился 291 год со дня рождения императрицы Екатерины II, с правлением которой связана эпоха Просвещения в России.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова не случайно обратился к этой дате - в коллекции музея находятся два произведения XVIII века, изображающих великую российскую императрицу: «Портрет Екатерины II c аллегорическими фигурами Сатурна и Истории» (1793 г.) Иоганна-Баптиста Лампи Старшего и «Портрет Екатерины II» (1766 г.) Алексея Петровича Антропова.
Первое произведение поступило в фонды музея в 1980 году в составе известного щедрого дара Н. А. Арнинг-Зайцевой, а вторая работа является каноническим коронационным портретом императрицы, написанным русским мастером Алексеем Антроповым.
Произведение поступило в музей Машкова в 1960 году из собрания Государственного исторического музея.
Если первое произведение было создано приглашенным живописцем - одним из самых модных в то время художником Иоганном-Баптистом Лампи Старшим, то авторство второго принадлежит русскому талантливому мастеру, на судьбе и творчестве которого мы бы хотели остановиться чуть подробнее.
Портрет, созданный Антроповым, сразу принес успех художнику, и причина полученного признания заключается в том, что мастер сумел соединить регалии и убранства коронационного наряда – корону, скипетр и державу, мантию, голубую ленту и высшую награду Отечества - звезду ордена Андрея Первозванного - с обаянием и женственностью молодой императрицы.
Художнику удалось представить императрицу во всей торжественности момента, отметив значимость происходящего для личности и судьбы портретируемой, и при этом сохранить живые черты – такое соединение большая редкость для коронационного портрета и говорит о художнике как о крайне талантливом и глубоком живописце.
Судьба художника Алексея Петровича Антропова, который являлся одним из крупнейших мастеров портрета второй половины XVIII века, интересна и удивительна. Он происходил из семьи народных умельцев, был сыном слесаря при Санкт-Петербургском оружейном дворе, учеником придворного живописца Луи Каравакка, а также петровских пенсионеров А. Матвеева и М. Захарова.
Начиная с 1732 года Алексей Антропов долгое время состоял на службе в «живописной команде» Канцелярии от строений, занимаясь росписью интерьеров. Никогда не оставлял занятия иконой, был автором многих монументальных росписей в храмах – например, в Андреевском соборе в Киеве. С 1750-х гг. он начал заниматься портретом и скоро стал одним из ведущих портретистов своего времени. Вскоре стал главным художником Синода. Алексей Антропов является автором множества портретов Екатерины II, но коронационный портрет, созданный в 1766 году, считается одним из лучших.
Сейчас шедевр представлен на выставке «Эрмитаж. 255 лет», которая проходит в выставочном зале на ул. Чуйкова, 37. Произведение занимает одно из почетных мест, потому как именно императрица Екатерина Великая стояла у истоков создания Эрмитажа, ставшего в дальнейшем одним из крупнейших музеев мира. Именно по распоряжению Екатерины II в 1764 году у берлинского купца И. Э. Гоцковского приобретается коллекция произведений живописи, которая и легла в основу эрмитажного собрания.
Кстати, три уникальных экспоната, которые были куплены императрицей, в настоящее время входят в коллекцию музея Машкова, являясь его гордостью.
Это три картины, созданные в XVII веке: «Натюрморт. Фрукты», неизвестный художник, Голландия; «Женский портрет. Этюд головы Елены Фоурмен» Рубенс, мастерская, Фландрия; «Игра в трик-трак» Хемскерк ван Эгберт (1634/1635 - 1704), Голландия. Все они представлены на выставке «Эрмитаж. 255 лет», которую можно будет посетить после снятия карантина.