Волгоградцам показали картины, написанные потрясенным человеком
В фондах Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова немало произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Но среди них есть истинное чудо – это этюды сталинградской художницы, члена Союза художников СССР с 1945 года Надежды Елисеевны Черниковой.
На них Надежда Елисеевна запечатлела пылающий от бомбежки Сталинград в августе 1942 года.
С лета 1941 года Надежда Черникова жила в Сталинграде, куда приехала на каникулы с учебы в Харьковском государственном художественном институте. Ее муж ушел добровольцем на фронт, у нее на руках была маленькая дочка, но талантливая девушка продолжала учиться, потому что не мыслила жизни без живописи.
Когда началась бомбардировка Сталинграда, Надя вместе с мамой, сестрой и двумя детками – своей дочкой и маленьким сыном сестры – были дома. Бомбардировку они пережили в укрытии, а затем взяли самое необходимое и нашли способ переправиться на спасительный берег.
Молодая художница прихватила с собой этюдник на ремне и несколько тюбиков краски.
Представляете, город уже в руинах, над семьей нависла смертельная опасность, а Надя, будучи истинным художником, спасает самое ценное для мастера – этюдник и краски.
Когда они переправились на левый берег Волги, первое, что сделала Надя, это на картонках написала несколько этюдов пылающего Сталинграда.
— По уникальности эти экспонаты беспрецедентны, — рассказывает старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова кандидат исторических наук Елена Огаркова. — Потому что сложно представить себе, кто в такие минуты взялся бы за кисть? А она – гражданский человек, женщина-художник, выполнила свой долг художника и зафиксировала этот страшный трагический момент в истории Сталинграда. Посмотрите, по стихийному мазку, по колориту, по экспрессии цветовых пятен видно, что работы сделаны потрясенным человеком.
Художница, изобразив всполохи серо-черных и тревожных желто-оранжевых красок, сумела так передать пожарище Сталинграда, что зритель невольно чувствует запах гари и понимает весь ужас войны.