Всмотритесь в полотно «первого русского импрессиониста» Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) «В Крыму» (1916). Ослепительный свет, яркий цвет, зыбкое дрожание морского воздуха заставят ваши эмоции вспыхнуть в иллюзии счастья.
На картине, загрунтованной белой краской и оттого светящейся изнутри, художник, не скупясь, мощным пастозным слоем накладывает руками (следы его пальцев явственно различимы – находка для дактилоскописта!) яркие лиловые тени; тычками, точками, запятыми поспешно обозначает куст олеандра за спиной дамы с гитарой.
Прекрасные дамы, помимо законной жены, сопровождают все годы его благополучной жизни: актрисы, певицы, красавицы.
Олеандр ядовит, не намекает ли художник на скрытые качества избранной модели? Возможно, это одна из дочерей Федора Шаляпина, который любил посещать своего друга в Гурзуфе, мечтал выкупить выступающие из моря Одалары, скалы в виде паруса , но этой мечте не суждено было сбыться. Впрочем, о чем только не мечталось здесь, под белыми стенами коровинской дачи «Саламбо» (так звалась одна мавританская принцесса).
«Сковородка», где расположилась дама, единственное не оплетенное тенистым виноградом место на даче, выходит на пирс, где пришвартованы лодки, устроена купальня. Море, солнце, фрукты, цветы и музыка – никаких воспоминаний о нищей молодости, самоубийстве отца, несчастной судьбе старшего брата, никаких предчувствий о бедствиях эмиграции, невостребованности, самоубийстве сына-инвалида.
Самому Коровину повезёт умереть на ходу, словно споткнувшись. Но три десятилетия счастья! – не оправдание ли это всей жизни?