Волгоградский музей Машкова обладает богатством бедняка
Звучание фамилии Александра Александровича Дейнеки (1899-1969), уроженца города Курска, выдает его национальную принадлежность. «Дейнека» с украинского значит «бедняк».
Автопортрет
Благодаря своему выдающемуся творчеству Дейнека вошел в элиту советских художников с эмблематичными живописными произведениями «Оборона Петрограда» (1928), «Вратарь» (1934), «Оборона Севастополя» (1942), «Сбитый ас» (1943), «Раздолье» (1944) и др. Художник обогатил мировое искусство новым пластическим истолкованием действительности, бодрым, исполненным радости бытия, взглядом на жизнь.
Монументальность – изначальное качество дейнековского стиля. Художники послереволюционного времени, к которым принадлежал наш автор, упорно искали новую образность. В творческих командировках, которые обеспечивала победившая Советская власть, нередко рождались программные вещи, в которых ставились и получали убедительное решение животрепещущие вопросы нового содержания, действенной современной формы.
Уже первая поездка художника на Донбасс летом 1924 года оказалась для него творчески плодотворной, дала материал для серии великолепных рисунков, опубликованных в журнале «У станка» за 1924 год. В ней впервые автор продемонстрировал свой независимый подход к изображению и трактовке человека труда, который отныне станет капитальной чертой его оригинального творческого метода.
Телесный фактор, по утверждению Дейнеки, играет в человеке значительную роль, влияет на образно-пластическую конструкцию фигур, переполненных энергичным волевым настроем.
Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом, в сильных типичных движениях», - говорил Дейнека.
В августе 1925 года состоялась вторая поездка художника на Донбасс. Вместо откатчика с вагонеткой теперь центральное место в изображении заняла фигура работниц, переходящих железнодорожный путь по стальной висячей ферме моста. Такова принадлежащая музею имени Машкова работа «В Донбассе», 1925 года (бумага, акварель, гуашь).
В Донбассе
Своим обликом, легкой стремительной поступью работница олицетворяет гордую уверенность, раскрепощенную силу труженика, ставшего хозяином производства. По сравнению с более аппликативным силуэтом другого женского персонажа ее скульптурный пластический абрис кажется осязаемо материальным, но при этом лишенным тяжести, грациозно парящим в пространстве. Телесная конструкция образа, свободная от всего мелкого, бытового, сочетает монументальную обобщенность с динамичной устремленностью формы. В новом строящемся мире властвует дух здоровья, царит бодрая атмосфера планомерной творческой деятельности.
Для обострения динамического эффекта Дейнека прибегает к острым диагональным и радиальным ракурсам фигур, к совмещенным точкам зрения, взрывавшим единообразие пространства, заставлявшим искать равновесие между разновысотными планами и неподобными величинами. Мощное публицистическое начало утверждало эстетику новых вещей и явлений.
Театральный костюм
Художник был лично знаком с В. В. Маяковским, работал над его пьесой (скорее всего, это «Мистерия-буфф», 1918 г.). О том, что творчество Дейнеки испытало влияние авангардистских течений, говорят его театральные декорации и серии цветных рисунков с изображением сценических героев пьес, стоявших в репертуаре Курского драмтеатра, в котором он оформлял спектакли в 1920 году.
Большинство его театральных рисунков при известной манерности исполнения, вызванной подражанием кубистической системе изображения, несет в себе здоровый элемент живого человеческого взгляда, не выпадающего из рамок театральной специфики. Среди запечатленных персонажей встречаются образы, обладающие типажной и психологической выразительностью, заимствованной из конкретного жизненного материала.
Перечисленные вещи поступили в музей Машкова в 1990 году, когда его вдова и муза Елена Павловна Волкова-Дейнека распродавала наследие художника.