Бесценным экспонатом в коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова является бюст основателя теории научного коммунизма.
Это первый в России художественный портрет выдающегося экономиста и социолога, созданный А. Голубкиной в 1905 году по просьбе московских большевиков.
Живая рабочая глина – большая красота, относиться к ней небрежно – то же, что топтать цветы», - говорила в своей книге «Несколько слов о ремесле скульптора» Анна Семёновна Голубкина (1864-1927).
Анна Семёновна Голубкина - выдающаяся женщина, красивая, талантливая, идейная, своеобразный объект поклонения студентов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, состояла в кружке рязанского студенческого землячества. В Париже, где посещала мастерскую великого Огюста Родена и пользовалась его советами, бывала на собраниях русских социал-демократов, была связана с Московским комитетом РСДРП, посещала марксистские кружки, вела занятия в воскресной школе для рабочих, распространяла нелегальную литературу, находилась под надзором полиции.
Впечатленная духом первой русской революции, она сражалась на баррикадах Красной Пресни, вместе с сестрой ухаживала за ранеными.
Работы Голубкиной поразили меня своей значительностью и небывалой выразительностью лепки», - вспоминал коллега по цеху скульптуры С. Т. Конёнков . - У станка Голубкина была серьезна и строга. В окружении античных героев ее высокая, стройная фигура в черном представлялась совсем неземной: будто мифическая древняя пророчица Сивилла поселилась в нашей мастерской. Работала Голубкина энергично, напористо. Смотрела на натуру по-особому, проникая как бы внутрь натуры и находя в ней что-то особенное. Говорила медленно с нажимом на «о». Речь ее была образная, с какими-то неожиданными переходами и сопоставлениями.
Незаменимым материалом для работы служила уроженке города Зарайска мягкая, податливая глина. Свои первые произведения – детские свистульки - делала будущий скульптор из глины, нарытой в собственном огороде. И профессиональные великолепные работы, выразительные портреты появлялись на свет именно в этом материале. Последующие их отливки в бронзе или гипсе повторяли лепку в глине.
У Голубкиной перевод в иной материал был всегда сопряжен с большой творческой переработкой произведения – трансформацией образа. Портреты вообще и портреты с натуры – настоящая стихия Голубкиной. Пластический язык ее достигал здесь необыкновенной выразительности, гибкости, приобретал широкую гамму оттенков.
В «львином бюсте» Карла Маркса пластика лица создается то резкими контрастными сопоставлениями формы, то едва уловимыми переходами, то мелким, дробным мазком, образующим сложную подвижную массу, трепетную вибрацию света на поверхности, скользящую светотень. Одна из характерных особенностей творчества Голубкиной – передача в скульптуре не состояния покоя, а движения, развития во времени. Неровная бугристая поверхность скульптурной формы несет в себе плоды живого прикосновения руки скульптора. Оно то резкое как удар, то мягкое, нежное, тонко передающее движение, дыхание тела, – такой выразительной лепкой создается образ. Загладить неровность формы значило бы убить этот образ.
Психологическая настороженность Голубкиной и чуткость мастера никогда не переходят в неврастеническую надорванность. Мощный корневой лик Маркса, словно сотворенный силами самой земли, поражает множественностью выражений, блеском эмоциональной мысли, убедительностью природной мощи. Скульптор Голубкина вводила в мрамор, гипс, дерево, бронзу только такие лица и образы, где именно мысль и сердце формируют пластику живого человеческого облика.
Карл Маркс Анны Голубкиной был переведен ею в бронзу. Продав бронзового Маркса в Государственную Третьяковскую галерею за одну тысячу рублей, все деньги она отдала на нужды революции. Туда же переправлялись средства от фотокарточек с голубкинского портрета – исключительно русского произведения, носящего черты глубоко национального явления.