Поразительное разнообразие, изобилие сохранившейся древнегреческой керамики говорит о наполненной и нескучной жизни, ее устойчивости, любви к родному очагу, о греческом способе жить и видеть мир.
«Керамик» - квартал гончаров в Афинах - получил свое имя от героя Керама, который был сыном Диониса и Ариадны. В честь Диониса - бога вина и создавались всевозможные сосуды для вина, зачастую украшенные его изображениями.
Сегодня «Городские вести» представляют древнегреческий сосуд для напитков из сокровищницы Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова – КИ́ЛИК. Блюдце плоской формы установлено на короткой ножке. С двух сторон килика находятся ручки, которые не превышают по высоте кромки самой чаши. Роспись отсутствует. Сосуд чернолаковый.
Этот тип керамики был распространен в Древней Греции в классический и эллинистический период. Во время обжига путем спекания железосодержащих глин получали черное покрытие с блестящей, почти глянцевой поверхностью.
Вино - душа древнегреческой культуры. Симпосий, дружеская попойка, пир – время совместного питья. Во время симпосия не едят, так как чаще всего он проходит после трапезы. Симпосий объединяет взрослых мужчин, во время которого они пьют, исполняют лирическую поэзию, играют на музыкальных инструментах и обмениваются всевозможными речами.
Пью – так пей, а люблю – тоже люби!
Вместе возьмем венки!
Я шалею – шалей!
В разуме я – в разум и ты войди.
Как говорит поэт Фалес в «Пире семи мудрецов»: «Человек разумный идет на пир не с тем, чтобы до краев наполнить себя, как пустой сосуд, а с тем, чтобы и пошутить, и посерьезничать, и поговорить, и послушать, что у кого кстати придет на язык, лишь бы это было и другим приятно». На пирах не довольствуются одной лишь выпивкой, а чаши не являются исключительно утилитарными предметами.
Игра, которую чаще всего вспоминают в связи с симпосием и которая часто изображается на сосудах киликах - игра в КО́ТТАБ. Игра состояла не в том, чтобы выпить вино, а в том, чтобы плеснуть им по какой-либо цели. Это скорее упражнение на ловкость, которая заключается в твердости глаза и броска. На некоторых изображениях можно видеть некоего полулежащего мужчину, на указательном пальце которого ушком зацепился килик. Впечатление, что он вертится на пальце ну как связка ключей. Другие правила игры в коттаб объясняет своему другу персонаж греческой комедии:
-Возьми-ка чашу, друг, и покажи, как бросить.
-Как при игре на флейте, нужно, согнув, расставить пальцы,
Налить вина чуть-чуть – совсем немного –и плеснуть.
Играющие в коттаб пытались лёжа попасть остатками вина из своих киликов в цель – металлическую чашу, коттабий. Вино должно было лететь по наиболее крутой траектории, не проливаться мимо цели и при попадании в неё издавать отчетливый звук. Можно сказать, что коттаб –один из видов гадания. Удачный бросок в цель считался залогом любовного успеха.
Не кажется ли вам, что на летних каникулах можно попробовать и такой вид взрослых развлечений?