Когда мы слышим словосочетание «жостовский поднос», память выдает четкую картинку – поднос черного цвета с живописно нарисованным в центре букетом.
Однако предмет, о котором мы вам сейчас расскажем, сломает прежний стереотип и удивит вас оригинальностью и даже смелостью своего рисунка. Итак, позвольте представить один из предметов декоративно-прикладного искусства, который входит в состав коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. И. Машкова – жостовский поднос, цветочный узор которого образует слово «МИР».
Этот поистине редкий экземпляр не является «продуктом» анонимного творчества – у него есть автор – известный жостовский мастер XX века Евгений Лапшин.
Жизнь и судьба Евгения Петровича Лапшина, наверное, была предопределена местом его рождения. Будущий мастер родился 5 января 1933 года в Жостове и с детства впитал в себя этот промысел. В 1947-1949 годах он учился в школе бригадного ученичества при жостовской артели «Металлоподнос». С 1950 года здесь же начал работать художником. Его произведения выставлялись на многих отечественных и зарубежных художественных выставках, а также на всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). Его произведения представлены во многих музеях. Евгений Лапшин удостоен серебряной медали Академии художеств СССР (1975), награжден орденом «Знак почёта» (1976), а в следующем 1977 году он становится лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.
Для творчества ведущего мастера жостовской фабрики Евгения Петровича Лапшина характерна своя, авторская подача народного промысла. Лапшин был художником, который умел, сохраняя традиции Жостово, привносить в работы свое видение, нередко довольно новаторское и смелое. Так, он мог расположить букеты асимметрично, «из угла», группами вокруг свободного центра. Названия его работ также индивидуальны. Широко известны такие его подносы-панно, как «Снежинка», «Юбилейный», «Рассвет».
Поднос работы Лапшина «МИР» считается настоящей гордостью собрания музея Машкова. Уникальность этого подноса заключается в нетипичной композиции – цветочные гирлянды красивых и пышных желтых и красных роз образуют слово «Мир», а расположенные по бортам подноса фигуры голубей, являющихся символом мира, придают предмету еще больший положительный смысл.
В музее Машкова собрана небольшая, но интересная коллекция металлических расписных лакированных подносов, насчитывающая 10 предметов, среди которых «МИР» является ее истинной жемчужиной. В целом музейная коллекция представлена работами ведущих жостовских мастеров 1950-1988-х годов.
Самым распространенным мотивом жостовской росписи является букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором «уборкой». Но наряду с классическим букетом можно увидеть немало цветочных композиций – «венок», «полувенок», «гирлянда», а уж составленное из цветов слово «МИР» - это очень необычное и оригинальное решение.
Напомним, жостово – прославленный русский художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области (ранее – Троицкой волости Московского уезда). История жостовского промысла восходит к началу XIX века. Искусство Жостово принадлежит к семье «русских лаков». Отсюда и сама техника многослойной живописи, берущая истоки от лаковой миниатюры - Федоскино, Палех, Мстера, Холуй. Материал изделия оказывается как бы скрытым под многочисленными слоями грунта и лака, приобретая идеально гладкую и блестящую поверхность. Роспись масляными красками ведется без предварительного рисунка и выполняется в несколько приемов. За столетия стилистика жостовского письма практически не изменилась, по-прежнему оставаясь узнаваемой, популярной и вызывающей интерес.