Долгожданной дороге быть: началась подготовка к строительству трассы через Волго-Ахтубинскую пойму
Разбираемся, почему скоростную магистраль невозможно проложить на месте старой.
В Волгограде накануне стало известно о снятии последнего барьера, препятствовавшего строительству Третьего пускового комплекса моста через Волгу. Проект возведения новой дороги прошёл все необходимые экспертизы, и уже в ближайшее время начнётся его реализация. У жителей Волгограда и области тем временем все же остаются вопросы по поводу одобренного проекта. «Смуту» вносят спекуляции на «утрате реликтовых дубов» и те три варианта, которые отвергли эксперты. Мы еще раз обратились за разъяснениями к специалистам.
Меньше ДТП - больше живых людей
У ГИБДД относительно «обросшего дубами» дорожного вопроса своя позиция. Инспекторам по большому счёту все равно, где появится скоростная трасса, им главное – меньше ДТП. Статистка дорожно-транспортных происшествий на магистрали Волгоград – Средняя Ахтуба – давняя головная боль представителей регионального главка МВД России. Только за 2020-й и неполный 2021-й годы здесь погибли семь человек и 52 были ранены. По мнению начальника УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области полковника полиции Александра Степанова, магистраль в срочном порядке необходимо приводить в соответствие нормативам. Предпринимаемые ГИБДД меры проблему не решат.
- В настоящее время отмечается ряд проблем, связанных с безопасностью дорожного движения данной на автодороге. Прежде всего, здесь отмечается слишком плотный поток транспортных средств. Согласно анализу дорожно-транспортных происшествий, проведённому сотрудниками Госавтоинспекции, с начала 2021 года на трассе зафиксировано 10 дорожно-транспортных происшествий, это 30% от общего количества аварий, произошедших на территории района, - сообщил Степанов. - В числе этих ДТП есть аварии с тяжкими последствиями. В частности, один человек погиб, 14 получили ранения.
ГИБДД предпринимает меры, чтобы снизить количество аварий на трассе. Но поток транспортных средств, по словам Степанова, постоянно растёт. В связи с этим ситуация только осложняется.
- Данная трасса связывает Астраханскую и Волгоградскую области, а также Казахстан. Поток транспорта растёт, и, пытаясь добраться до места назначения как можно быстрее, водители зачастую выезжают на встречную полосу, провоцируя столкновения. Совместно с комитетом транспорта мы устанавливали дополнительные бордюрные ограждения, пешеходные переходы, изучали ситуацию на предмет новых дорожных развязок, но, к сожалению, на сегодня все меры, предпринятые нами, тщетны. Транспортный поток как был плотным, таким он и остался.
По мнению главного автоинспектра Волгоградской области, решить аварийную ситуацию на трассе Волгоград - Краснослободск - Средняя Ахтуба может только приведение магистрали в соответствие с современными нормами.
- Дорога должна быть приведена в соответствие, либо должно быть организовано альтернативное движение, - заключил Степанов. - Нужно учитывать, что магистраль проектировалась ещё во времена Советского Союза, когда транспорта было меньше в десятки раз. Сегодня же очевидно, данная дорога не справляется с тем, количеством транспортных средств, которое фиксируется ежедневно. Данная дорога рассчитана на прохождение 200 - 300 машин в сутки, сейчас суточный поток порядка 3-3,5 тысячи машин. Как минимум дорога данной категории, связывающая два региона, должна иметь по две полосы в обоих направлениях. На сегодня полос всего две.
Почему через дубраву?
В ходе общественных обсуждений проекта строительства трассы в пойме рассматривалось четыре различных варианта. В числе прочих – прокладка магистрали по действующей дороге «Волгоград-Средняя Ахтуба». По мнению экспертов, этот проект нецелесообразен - ни экономически, ни по трудозатратам.
- Если мы решили бы расширить существующую трассу, то на время строительства ее пришлось бы закрыть, - утверждает Заслуженный проектировщик России Игорь Шкопинский. – Как пойдёт транспорт? Только через Волгоград и Волжскую ГЭС. Другой альтернативной дороги на данный момент не существует. Либо альтернативную придётся строить в той же Волго-Ахтубинской пойме. По сути, это аргумент, после которого все другие вопросы снимаются автоматически.
Есть и другие аргументы.
- Существующую дорогу пришлось бы поднимать по максимуму на пять метров – по уровню затопления. Чем выше поднимаем, тем, соответственно, шире становятся откосы. При этом нужно понимать, что в дорожном строительстве самая затратная часть даже не столько устройство дорожной одежды, сколько земляные работы. Очень много тратится средств на тяжёлые механизмы. Кроме того, потребовалось бы значительное количество грунта. На один километр – 250 тысяч кубометров, – объясняет Шкопинский. – Где столько взять? Кто-нибудь скажет?
Отстаивая дубы под окнами элитных поселков, их жители предлагали рассмотреть третий вариант - строительство трассы вдоль ерика, где уже есть накатанные дороги. Но, даже особо не углубляясь в проект, такую альтернативу можно назвать противоречащей здравому смыслу.
- Куда будут попадать в таком случае стоки с трассы? В воду. У любого проектировщика есть огромной раздел «Охрана окружающей среды». Стокам в воде нечего делать, - заявляет Игорь Шкопинский.
Строительство трассы по берегам водных артерий, кроме прочего, противоречит требованиям, предъявляемым для скоростных магистралей.
- Переходы через любое русло лучше делать под углом 90 градусов. Ни под углом в 45 градусов, ни наискосок. Но такое недопустимо в случае со скоростной магистралью, где транспорту лучше всего двигаться по прямой.
Свои-чужие дубы
И все же: если представить, что существующую трассу Волгоград – Средняя Ахтуба вдруг решат довести до состояния современной скоростной магистрали, то сразу же встанет вопрос о её расширении. Увеличить настоящую дорогу по ширине придётся до 60-70 метров. Первым делом встаёт вопрос о вырубке деревьев.
- Сколько в таком случае придётся спилить деревьев (тех же дубов)? – задаётся вопросом Шкопинский. - Никак не меньше того количества, которое будет вырублено при строительстве по утверждённому проекту.
Тут, вспоминая аргументы защитников дубравы, напрашивается другой вопрос – а чем одни дубы других будут хуже? Получается, что произрастающие вдоль дороги деревья менее ценны, чем те, которые растут у домов активистов. Спорное утверждение, не так ли?
Важно понимать, что в зоне строительства новой дороги находится не более 0,2% от общего числа деревьев в границах природного парка. При этом ни о каких рубках реликтовых дубов говорить не приходится – военные историки и дендрологи неоднократно заявляли, что деревья в зоне вырубки имеют порослевое происхождение и их возраст не превышает и сотни лет.
- Понимая важность проекта лесовосстановления, в Волгоградской области была разработана уникальная дорожная карта, благодаря которой за саженцами дубов и других деревьев в Волго-Ахтубинской пойме будут ухаживать в течение 10 лет с момента посадки, - напоминают в облкомприроды. – Таким образом уже к 2030 году территория поймы получит полноценные лесные участки.
Профильные ведомства согласовали внесённые изменения в Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Поправки уточняют запреты и ограничения, связанные не только с рубкой дубов на месте будущей трассы, но и с рубкой всех пород деревьев и кустов на территории поймы.
Ужесточены правила, связанные с вырубкой деревьев. Составлен чёткий перечень случаев, когда это возможно, а когда нет. Об этом, к слову, накануне популярно в социальных сетях говорил и депутат ГД РФ Николай Николаев:
- Новая редакция Положения существенно ужесточила режим охраны на всей территории парка. Документ регулирует вопросы, не выходя за рамки действующего природоохранного законодательства, которое у нас, кстати, весьма и весьма суровое. Изменений в законодательство об ООПТ в части послаблений или изменений границ мы не вносили, поэтому попытки раскачать экологическую общественность, в том числе на федеральном уровне - это очередная игра в политэкологию. Другое дело - это нахождение оптимального решения в части восстановления и компенсации тех деревьев, которые, так или иначе, встанут на пути строительства. Думаю, надо консультироваться с учёными. Конечно, никаких «реликтовых» лесов там нет - это деревья послевоенного периода. Почему - понятно, если вспомнить, что осталось после Сталинградской битвы. Но в пойме реально - очень красиво. Напоминает парк, в который весьма нелепо вписываются редкие коттеджные посёлки периода 90-х. По нацпроекту здесь ведутся большие работы по расчистке многочисленных проток или «ериков», которые пронизывают пойму как кровеносная система. Много лет здесь ничего не делалось, а потому многие протоки пересыхали уже в начале лета. А с рыбой, говорят - вообще - беда. Но, как всегда, находятся структуры, которые не любят, когда в России власти наводят порядок. Но, к этому мы уже привыкли. Я не раз уже об этом писал.
Не лишним тут будет напомнить, что принятый проект строительства новой автомагистрали предусматривает компенсационную высадку более 200 тысяч новых деревьев, что в 10 раз превышает количество деревьев, которые будут затронуты строительством. Подготовка к масштабному проекту лесовосстановления уже ведётся – подготавливается почва, заготовлено к высадке 48 тысяч сеянцев дуба черешчатого. Кроме того, в районных питомниках уже высадили свыше 600 кг желудей, из которых планируется вырастить порядка 50 тысяч саженцев.
Дом, милый дом
Ещё один аргумент в пользу утверждённого федеральными ведомствами проекта строительства Третьего пускового комплекса через Волгу – при возведении новой трассы на месте прежней пострадают прилегающие посёлки.
- Если мы расширим трассу по существующему створу, все возможности попасть на скоростную магистраль из расположенных вдоль посёлков, которые есть в настоящее время, в последующем будут минимизированы. Либо придётся делать разноуровневые развязки, - утверждает Игорь Шкопинский. – В случае же строительства дороги через дубраву прежняя останется в пользовании местных жителей и будет служить для развития территории, в том числе под малоэтажное жилое строительство и агарный сектор.
Со сносом деревьев вдоль старой двухполосной магистрали в случае ее расширения жители прилегающих посёлков, может быть, и смирятся. Возможно, привыкнут они и к необходимости наматывать лишние километры до развязок. Но вряд ли люди примут спокойно тот факт, что ради скоростной магистрали их попросят покинуть дома. А без этого, по словам специалиста, никак не обойтись.
- Однозначно – часть участков, которые находятся в собственности, придётся выкупать. Они и сегодня слишком близко подходят к существующей трассе.
Разумеется, деньги за участки жители посёлков получат. Но надо понимать, что со своими корнями и бытом они простятся по рыночной цене. Да и, кроме того, где гарантии того, что найдутся новые земли? И хватит ли сил у людей на новое строительство?
Третий пусковой комплекс предусматривает строительство автодороги протяжённостью 14,2 км между мостовыми переходами через реки Волгу (1 пусковой комплекс) и Ахтубу (2 пусковой комплекс) с сооружением пойменных мостов. В рамках первого этапа планируется возведение двух мостовых переходов через ерики, а также устройство транспортной развязки в районе съезда на Лебяжью поляну. Работы начнутся в начале второго полугодья 2021 года.