«Дорога жизни». Последний барьер строительства Третьего пускового комплекса моста через Волгу снят
В ближайшее время начнётся реализация масштабного проекта.
Сегодня, 23 июня, стало известно, что принято решение, которое позволяет начать возведение Третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу. Проект строительства дороги прошёл все проверки и экспертизы.
По словам заместителя председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства области Романа Туренко, принятое решение позволило сформировать пакет документов для выдачи разрешения на строительство дороги. Проект согласован как на федеральном уровне, так и на общественном: с местными жителями, в Общественной палате РФ и Волгоградской области.
— Принятый проект строительства уведет транспорт из населенных пунктов, а трасса Волгоград — Краснослободск — Средняя Ахтуба останется для проезда. Первоначально предполагалось, что трасса пройдёт через населенные пункты. Важно, что для сохранения уникальной природы поймы генеральный подрядчик вместе с началом работ по строительству обязан будет начать работы и по компенсационному восстановлению растительности, — отметил Роман Туренко.
Третьим пусковым комплексом предусмотрено возведение автодороги протяженностью 14,2 километра между мостовыми переходами через Волгу и Ахтубу с созданием пойменных мостов. Первый этап включает строительство двух мостовых переходов через ерики и устройство транспортной развязки в районе съезда на Лебяжью Поляну. Работы стартуют уже в этом году, в начале второго полугодия.
— Одобрено внесение изменений в постановление о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Эти изменения устанавливают правила вырубки на этой территории. До этого момента запрет касался только дубов, теперь же запрет на вырубку распространился на все лесные насаждения. Исключение составляют лишь регламентированные случаи. Это окажет благотворное влияние на сохранение режима особой охраны территории и снизит риск вреда экологии поймы, — сообщили "Городским вестям" в пресс-службе областной администрации.
Проект предусматривает высадку в пойме больше 200 тысяч новых деревьев, это в десять раз больше числа тех деревьев, которые будут затронуты в ходе строительства. Специалисты заготовили 48 тысяч сеянцев дуба черешчатого. В районных питомниках области уже высадили больше 600 кг желудей, из которых планируется вырастить почти 50 тысяч саженцев. В области разработали уникальную дорожную карту, с помощью которой за саженцами в пойме будут ухаживать в течение десяти лет.
Вопрос строительства мостового перехода через Волгу возник ещё в 90-х годах. Тогда единственной дорогой, соединяющей Волгоград с районами Заволжья, была Волжская ГЭС. Объект уже тогда не мог справиться с потоком транспорта пассажирского и транзитного. Было принято важное решение построить полноценный мостовой переход из четырёх пусковых комплексов. Его задача - разгрузить магистрали. Это новый транспортный коридор федерального значения для новых перспектив сотрудничества России со странами Ближнего Востока и Средней Азии, с Китаем. Уже в 90-е было совершенно ясно, никакая трассировка новой дороги не минует Волго-Ахтубинскую пойму. Это учитывалось при подписании постановления о создании природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», которое состоялось в 2000 году.
Третий пусковой комплекс мостового перехода через Волгу является транзитной автомобильной дорогой, она соединит мост № 1 ( тот, что проходит через Волгу) с мостом № 2 (через Ахтубу). Два этих моста определяют начальные и конечные точки новой дороги, и обойти пойменные земли в процессе строительства невозможно.
Через общественные обсуждения прошли четыре различных варианта строительства. В числе прочих был предложен вариант возведения магистрали по дороге Волгоград - Средняя Ахтуба, но он вступает в противоречие с федеральным законодательством, подразумевая снос домов, переустройство инженерных сетей, а также снос зелёных насаждений.
ГИБДД неоднократно заявляла о том, действующая дорога небезопасна: транспортный поток превышен в 10 раз. Только в этом году здесь произошло 10 ДТП, в них 14 человек получили травмы, один погиб. Местные жители даже называют её «дорогой смерти».
В итоге с общественностью был согласован проект, который способен нанести минимальный экологический вред пойме. Он не предусматривает сноса жилых домов и переноса коммуникаций и сохранит гидрологический баланс ериков. Эксперты неоднократно подтверждали, что любой другой вариант строительства не только нанесёт больший вред, но и создаст угрозу безопасности местных жителей. Но, несмотря на все доводы, жители элитного поселка настаивали на другой трассировке, которая уведет дорогу от их домов, но при этом повлечет за собой снос ещё большего количества деревьев, «отрежет» от воды и транспорта другие населенные пункты.
Уже во время подготовки к строительству была создана рабочая группа по мониторингу экологической и природоохранной ситуации. В неё вошли экологи, дендрологи, представители профильных комитетов, проектировщики, почетные строители, академик РАН, жители и общественники. Сыграло роль общение представителей Общественной палаты РФ с жителями Среднеахтубинского района.
В зоне строительства растут не больше 0,2 процента от общего числа деревьев в границах природного парка. При этом ни о каких рубках реликтовых дубов говорить не приходится — военные историки и дендрологи доказали, что деревья в зоне вырубки имеют порослевое происхождение, их возраст не превышает ста лет. Уже к 2030 году пойма получит полноценные лесные участки. Сейчас 84 процента от всех дубов в зоне строительства, по оценкам экспертов, спелые и перестойные. Больше 95 процентов имеют «пороки древесины»: это гниль, трещины, кривизна, червоточины.
Обычно компенсационное восстановление леса по правилам проводят через год после окончания работ. В данном случае восстановление начнут сразу с началом строительства дороги и будут выполнять поэтапно.