Колбаса с сюрпризом: как стихийные рынки проверяют желудки волгоградцев на прочность
«Городские вести» разбирались в тонкостях полулегальной торговли.
«Сходил вечером за колбаской. Покушал, называется. Торговые ряды на рынке Петровском. Сколько можно нас травить? Может быть, кто-нибудь обратит на это внимание?» — с этих слов начинается очередной пост возмущенного волгоградца Евгения Рубина в социальной сети. Сообщение сопровождается снимком колбасы, которая и вправду выглядит не очень аппетитно. Эдакая покрытая непонятной плесенью «осетрина второй свежести» по-волгоградски.
Далее еще интереснее. «Денег продавщица не вернула: «Чем докажешь, что у меня купил?» Чека, понятно, нет — на этом базаре их не выдают», — продолжает свое повествование волгоградец. Далее он поясняет, что вовремя не заметил заплесневелость из-за плохого зрения.
Если палка пропавшей колбасы едва ли претендует на общественную значимость, то наличие посреди Волгограда немаленького рынка, где не выдают чеки и вообще ведут бизнес по правилам 90-х, вызывает вполне закономерные вопросы. «Городские вести» разбирались, в тонкостях торговли на местных рынках.
Говорят, под Новый год что ни пожелается…
В пресс-службе мэрии нам рассказали, что ООО «Альбатрос» получило в аренду земельный участок на проспекте Университетском еще в 2012 году. Характерная деталь — документы подписали 31 декабря (видимо, прямо под новогодней елкой). Не менее интересно и то, что учредителем ООО «Альбатрос» был тогдашний депутат городской Думы. Известный российский телеведущий в таких случаях замечает: «Совпадение? Не думаю!»
Согласно закону, рынки должны располагаться в капитальных строениях. Однако на проспекте Университетском так и не возвысилось здание, похожее на Ворошиловский или Центральный рынки. Вместо этого здесь расположились многочисленные прилавки и палатки, где торговали буквально всем: от носков до пресловутой колбасы.
Именно несоответствие статуса рынка реальному положению дел привело к тому, что весной этого года договор с дирекцией «Альбатроса» был расторгнут.
— Предпринимателей, работавших на территории, которую местные жители называют Петровским рынком, заблаговременно, в середине июля, уведомили о незаконности размещения в этом месте торговой площадки, — говорит глава администрации Советского района Волгограда Шафран Тепшинов. — Рынка, так и не обустроенного в соответствии с требованиями законодательства, официально сегодня не существует.
На бумаге и на деле
Несмотря на заявления администрации, торговли здесь нет только на бумаге. В реальности примерно 30 «альбатросовцев» продолжают настойчиво предлагать товары.
Сами торгующие на условиях анонимности рассказали, что платят за торговые места от 10 до 20 тысяч рублей. При этом большую часть арендной платы они отдают наличными «неизвестным лицам». Впрочем, такие условия предприниматели считали более чем приемлемыми, ведь выручка за месяц составляет от 50 до 150 тысяч рублей.
В итоге организаторы «несуществующего» рынка получают не менее полумиллиона в месяц. Страдают и покупатели, которые получают продукты без чеков, и бюджет, в который не поступают средства, и добросовестные предприниматели, которые вынуждены конкурировать с теневым бизнесом.
При этом буквально в нескольких сотнях метров от Петровского рынка расположена законная ярмарка. Часть бизнесменов ушла туда уже после первого предупреждения. Остались, видимо, те, кто по каким-либо причинам не хочет переезжать на легальную точку.
— Немаловажно, что в таких условиях возникают условия недобросовестной конкуренции, в которой страдают законопослушные предприниматели, выполняющиеся все требования к организации торговле, несущие в полном объеме социальную и организационно-правовую нагрузку в соответствии с законом, — говорит эксперт Агентства стратегических инициатив Антон Лукаш.
Комедия и трагедия
К истории волгоградца, купившего «благородную» колбасу с плесенью, горожане отнеслись с нескрываемой иронией. Однако это тот случай, когда комедия может обернуться трагедией. Антисанитария и подпорченные продукты вполне могут довести человека до больницы.
С еще более страшными последствиями нестационарной торговли Волгоград столкнулся этой весной. Тогда самовольное подключение к сетям привело к взрыву бытового газа, не обошлось без жертв. Симптоматично, что это произошло всего в паре десятков метров от Петровского рынка.
— Возникают случаи захвата земли, возведения самовольных строений и, что самое страшное, — нелегальная проводка коммуникаций, что чревато техногенными катастрофами, — подтверждает Антон Лукаш.
При разорванном еще весной контракте рынок по-прежнему существует. С точки зрения продавцов это логично: они останутся там до тех пор, пока получают прибыль. Удивляют другие моменты. Во-первых, то, что ответственные структуры не занялись вплотную «призрачным рынком». Во-вторых, что волгоградцы тотально настолько близоруки, что продолжают там отовариваться.