Марианны и Анжелики XX века: как волгоградкам живется с редкими именами
Популярность имен циклична: мы постоянно возвращаемся к забытому старому.
Мода по кругу
В каждое время есть популярные имена, которыми модно называть детей. Так, в 1950-1960-х годах детей повально называли Еленами, Галинами и Владимирами. В 1980-х в классе было по нескольку Наташ, Оксан и Юлий. В 1990-х на детских площадках гуляли Насти, Никиты, Данилы, Егоры и Вари.
Теперь популярны Ярославы, Мирославы и даже Святополки…
Однако популярность имен циклична: мы постоянно возвращаемся к забытому старому. Хотя некоторые родители умудряются назвать ребенка так, что по достижении совершеннолетия ему приходится менять сей «шедевр».
В этом году волгоградские ЗАГСы чаще всего регистрировали такие женские имена, как Полина, Василиса, Виктория и София, а мужские – Георгий, Богдан и Денис. Но нашлись и такие родители, кто назвал своих чад Александр-Патрик, Дилнавоз (имя девочки), Ясмина, Аливия, Тихон и даже Рэмбо, Карга и Мясник.
В обществе часто возникают споры вокруг необычных имен. Многие осуждают оригиналов, а родители тем временем твердят, что это их личное дело.
- В России с 1 мая 2017 года действует закон, запрещающий давать детям нелепые имена, - комментирует психолог Наталья Орешкина. – Он гласит, что запрещается запись имени ребенка, которое состоит из цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо содержит бранные слова, указания на ранги, должности, титулы. Все остальное разрешено. Родители как хотят, так и называют своих чад.
Наталья Орешкина обращает внимание, что обычно имена ассоциируются с конкретными людьми, поэтому эта любовь-нелюбовь обусловлена стереотипами. Если это понимать, то появляется лояльное отношение к «экспертам», которые не могут удержаться и высказывают родителям, что они ребенку странным именем жизнь испортили. Окончательное решение принимают мама и папа и никого слушать не должны, это их ребенок и больше ничей.
Однако необычные имена встречаются не только у малышей дошкольного возраста. Оригинально называли детей и десять, и двадцать лет назад. И зачастую их «владельцы» счастливы, что родители в свое время не остановились на привычных вариантах.
«Редкое имя помогает в работе и в жизни»
Марианна Кузнецова, 36 лет, директор по продвижению и развитию проектов в крупной компании
- Меня назвали в честь двух прабабушек – Марии и Анны, получилось мое имя, - рассказывает Марианна Кузнецова. - В детстве родители называли уменьшительно-ласкательно Марьяша и Марьяна.
Собеседница «Городских вестей» признается, что в детстве у нее были прозвища, но сейчас имя помогает ей в работе.
- Когда я была подростком, меня часто спрашивали: где твой Луис-Альберто? И называли Маньяной. Но теперь имя играет на меня. У компании, где я работаю, много партнеров, я общаюсь с сотнями людей, и мое имя быстро запоминают и ни с кем не путают, - говорит Марианна. – Если выбирать имя для своих детей, то мне нравятся такие, где есть буквы «р», «м», «ж» - Роман, Руслан или Жанна.
«Имя носила как корону»
Вилена Брылева, 49 лет, переводчик, одна из основателей лингвистической школы, доцент кафедры английской филологии ВолГУ
- Всю жизнь меня называли полным именем. Я не позволяла, особенно в детстве, сокращать его, - вспоминает Вилена Брылева. – Имя носила как корону! В детстве у меня были прозвища, но об этом знают только школьные друзья - всем привет!
Вилена рассказывает, что мама хотела дать девочке необычное имя, поэтому стала читать старый орфографический словарь, и этот вариант ей очень понравился. О значении его она не задумывалась, просто оно хорошо звучало в сочетании с фамилией и было нестандартным.
- О том, что оно может означать, я задумалась года в 4, когда по вывескам и указателям училась читать. «Улица Виленина?» Родители никогда не были ленинистами и никогда имя с вождем пролетариата не связывали, но во времена СССР все были уверены, что оно именно про него. Позже я стала искать информацию о происхождении имени, но варианты про каких-то древнерусских русалок, которых звали Вилами, и женский вариант имени Вильгельм меня не убедили. Есть Виленский край в Вильнюсе, Виленский переулок в Питере, есть город Villena в Испании. В Латвии меня звали Виляной, может, это созвучно какому-нибудь латышскому имени, я не знаю.
Вилена уверена, что если у ребенка необычное имя, его и самого считают необычным, в чем-то исключительным. И ощущение этой исключительности приходится всю жизнь носить с собой.
- Новые знакомые, если они достаточно взрослые, реагируют порой беспардонно: «Как-как вас зовут? Ааа, это от имени В.И. Ленина?» - рассказывает «Городским вестям» Вилена. - Раньше это бесило, потом стала шутить, сейчас делаю выводы об уровне воспитания. Со студентами все проще - на первом занятии громко объявляю, как меня зовут, и пишу имя на доске. Моего сына зовут просто Дмитрий, как и его папу.
«Бабушка не могла запомнить мое имя»
Анжелика Антипина, 36 лет, журналист
- В детстве родные называли меня Анжеличка и Ликуня. Одна из бабушек первое время не могла запомнить имя и называла Аджикой, - улыбается Анжелика Антипина. – Имя выбрал папа. Долгие годы я думала, что это заслуга книги Анны и Сержа Голон, но недавно папа признался, что так звали девочку из деревни, где он проводил каникулы. Видимо, она ему нравилась.
Сейчас друзья продолжают придумывать разные варианты: Энжи, Желика, Анжик - кому на что фантазии хватит. Больше остальных вариантов Анжелике нравится вариант Антилопа, причем Золотая.
- С раннего детства мне приходится объяснять, что я Анжелика, но никак не Анжела. «Это разные имена», - заявляла я и воспитателям, и заведующим детских садов. С Анжелой у меня не очень хорошие ассоциации: цирковая лошадь с огромными губами из старого мультика.
Говоря о влиянии имени на судьбу, Анжелика признается, что оно есть: «Всю профессиональную жизнь я рассказываю и показываю людям нюансы событий, явлений и чьих-то историй. И стараюсь ничего не переврать».
- Как новые знакомые реагируют на него? – интересуемся у собеседницы.
- Теперь уже никак, когда вокруг одни Аполлоны, Дездемоны, Марии-Антуанетты и Овидии. Раньше отмечали, что красивое имя, и вспоминали Варум, что мне не нравилось.
Анжелика признается, что своим будущим детям даст простые имена, которые трудно исказить и легко придумать уменьшительно-ласкательную форму: «Надеюсь, гормоны не сыграют против меня и мне не придет в голову назвать дочь, например, Пульхерией».
«Меня назвали в честь бабушки и родственницы-долгожительницы»
Эйда Голоманчук, 36 лет, кандидат юридических наук, доцент РАНХиГС
- Родители и друзья с детства зовут меня Эйда и Эйдочка. Прозвище было только от деда – Лисонька, - рассказывает Эйда Голоманчук. - Имя означает «доброта».
История, почему девочка получила такое имя, имеет историю в несколько поколений.
- Меня назвали в честь папиной мамы, моей обожаемой бабушки Эйды Алексеевны Вологиной. А ее - в честь родственницы-долгожительницы, - вспоминает героиня «Городских вестей». - История такая: мою прабабушку, когда она была на 7-м месяце беременности, вытолкали в Москве из трамвая (в 1929 году в них не было дверей). Начались роды, появилась на свет моя бабушка. И стали среди родственников искать долгожителей. Есть такая примета, что ребенок будет тоже долго жить. Нашли старенькую Эйду, ей было далеко за 80, но она сама себя обслуживала, хотя ослепла около 75 лет. Верьте не верьте, но бабушке сейчас 89, она профессор, активно работает - читает лекции и ведет семинары. Вот такая история нашего редкого имени. А я названа, чтобы его сохранить. И люблю свое имя.
Эйда уверена, что имя влияет на судьбу человека и лично ее ко многому обязывает: «Быть доброй, честной, отзывчивой, стараться походить на бабушку и любить людей».
- Когда люди знакомятся со мной, удивляются и говорят, что впервые слышат такое имя, - говорит Эйда Голоманчук. – переспрашивают и отмечают, что оно очень красивое. Моего старшего сына зовут Александр, мы его назвали не в честь кого-то, и имя ему идеально подошло. Младшего зовут Лев в честь прадеда и одновременно в честь любимого футболиста старшего сына Лионеля Месси.
Вера Владзиевская