Камышовых дел мастер: житель Волгоградской области делает украшения для дома из русского бамбука
Половина России и несколько стран мира увидели его русские избушки, колодцы и корабли в миниатюре.
Волжанин Олег Кожин более тридцати лет мастерит шкатулки, светильники, часы и предметы декора в русском стиле. Для своих творений он частично использует дерево и железо. Но главная составляющая каждого шедевра – особый вид камыша. Растение отличается жесткостью и крепостью, его даже называют русским бамбуком. Как Олег Кожин начал «общаться» с камышом и делать из него маленькие чудеса для интерьера, узнала корреспондент ИА «Городские вести».
Встреча на рыбалке
Корни этой истории лежат еще в детстве Олега Кожина. С ранних лет его тянуло к творчеству, из подручных материалов всегда что-то мастерил, но все задумки обычно оставались нереализованными. На мальчика еще давил авторитет отца, который хоть и был далек от творчества, но любое дело доводил до конца, будь то строительство забора или работа на огороде.
Переломный момент в жизни Олега Кожина произошел, когда ему было около 30 лет. Тогда у него уже появилась семья и постоянная работа. Однако творчески он никак не мог себя реализовать. Отдушиной для волжанина всегда была рыбалка. И на одной такой вылазке к водоему под Астраханью он и увидел четырехметровый камыш (как оказалось, это был рогоз – болотное растение, внешне похожее на камыш), которое напоминало рельеф бревна. Олег собрал несколько ветвей, высушил и начал изучать технологию работы с ним. Рядом с домом как раз была большая библиотека.
- Сколько книг я перерыл! Про это растение было всего полстраницы: писали, что им крыли крыши, на этом все. И я начал мастерить из него сам. Помню, сначала неделю помучился, бросил, нервов не хватило, затем снова сел за это дело. Первое, что у меня относительно удалось, - небольшая церковь. На нее у меня ушло примерно полгода, - рассказывает мастер народных промыслов.
Когда Олег Кожин сделал ту самую церквушку, то решил закончить с этим ремеслом. Уж слишком много сил и времени оно отнимало. Но затем поделку, на которую мастер потратил столько сил, пришлось отдать: на семейном ужине родственник из Беларуси до последнего выпрашивал фигуру из рогоза. Олег не выстоял и отдал.
- Мне было не жалко расстаться с фигуркой, особенно отдать родным людям. Но и дом без своего творчества оставлять не хотелось. Уже вторую фигурку храма я сделал чуть быстрее, на это ушло около 4-5 месяцев. Однако и ее пришлось отдать. Мы тогда жили в Астраханской области и собрались переезжать в Волжский. Соседка попросила оставить поделку ей на память, и тогда не смог отказать, - признается собеседник «Городских вестей».
Олегу Кожину помогает в этом ремесле жена Анна. Она признается, что работа с бамбуком – прекрасный антистресс, нервы быстро успокаиваются.
«Жди гостей»
Первые 16 лет Олег Кожин совершенствовал технологию, постоянно покупал инструменты для работы, среди которых токарные станки, шлифовальный круг, гильотина, стационарный лобзик и другие профессиональные установки. Даже поменял основной материал с рогоза, который со временем ветшает, на прочный камыш вида тростник обыкновенный. Это растение хуже поддается обработке, но и не портится при падении. Неслучайно его называют русским бамбуком.
На очередной семейной встрече крестная мать супруги начала негодовать из-за того, что Олег почти ни с кем не делится своим искусством.
- Если быть честным, я не хотел хвастаться. Много фигур я не делал. Может, 10 штук в год. Она упрашивала меня посетить местную выставку в Волжском. Сам я не пошел. И тогда родственница взяла дело в свои руки, отнесла одну из моих поделок на ту самую выставку. Как только ярмарка закончилась, она мне позвонила и сказала: «Ну все, жди гостей». И тогда начались выставки, звонки, первые публикации в СМИ, - делится воспоминаниями Олег Кожин.
Одна из самых ходовых поделок – шкатулка в форме избушки на курьих ножках. Причем ножки действительно куриные. На вопрос: "Почему? - Олег отвечает просто: «А зачем придумывать велосипед, если уже все есть?»
Bellissimo!
За несколько лет мастер народных промыслов объехал половину России, посещая выставки, фестивали и ярмарки. За это время появились и постоянные покупатели, которые приобретают его творения для личной коллекции. У пары клиентов уже имеется по 5-7 изделий из камыша. Но как только у Олега Кожина появляется что-то новое, то они всегда интересуются.
Среди покупателей были не только соотечественники, но и иностранцы. Они обычно покупали у Олега Кожина фигурки на большой ярмарке в Москве.
- Хорошо помню англичан, которые долго на Красной площади рассматривали мой прилавок, потом что-то обсуждали, мялись с деньгами и в итоге ушли. Думаю, ну что ж ушли и ушли, придут другие. Так они вернулись на следующий день и все же купили светильник в виде терема, - рассказывает житель города-спутника.
Иностранцев Олег Кожин встречал и на выставке в Волгограде. Больше всего ему запомнилась группа итальянцев. Они по своей природе эмоциональны и не стесняются своих чувств. Тогда к прилавку мастера подбежал мальчик с криками: «Bellissimo… Bellissimo!» Туристы в тот момент все последние деньги из кошельков выгребли, чтобы приобрести на память шкатулку в виде избушки на курьих ножках.
Сам себе хозяин
Сейчас покупатели быстро разбирают то, что Олег Кожин постепенно делает. Но несколько лет назад он все-таки пытался работать с заказами.
- Помню, я делал и синагоги, и пагоды. Часто просили. Но один человек меня поразил своей просьбой. Приходит ко мне и говорит: «А мавзолей можешь сделать?» Я тогда сразу отказался. Уж очень странный был заказ. После нескольких лет перестал вообще их брать, сейчас делаю только то, что нравится мне. Почти все мои фигуры можно отнести к русскому стилю: храмы, колодцы, избушки, корабли и многое другое. Людям нравится, да и мне тоже! - говорит ремесленник.
Виктория Чернова