Талантливый волгоградец рассказал о Прилепине, Esquire и «Тавриде»
Расширяя культурное пространство.
Таланту нужна прямая дорога, но зачастую приходится наматывать круги, прежде чем придешь к цели. И так ли важен результат или достаточно самого процесса? Земля волгоградская сынами способными славилась всегда. С одним из них корреспондент «Городских вестей» поговорил о литературе, амбициях, русском глянце, современных литературных мастерских и форумах.
Служил да учил
Зовут меня Иван Родионов. 34 стукнуло — настроение боевое. Родился в Котово, что в Волгоградской области. Классическое детство девяностых, что вспоминать-то. Учился в Волгограде, служил в Моздоке, переехал в Камышин. Детей к русскому языку и литературе приобщаю, пишу колонки да рецензии для различных изданий. Тем и жив.
Заветами дедушки Ленина
Мы все учились понемногу. Обучался в Волгоградском социально-педагогическом колледже, сейчас добираю вышку — будущий филолог. Учиться, как говорится, никогда не поздно.
В литературу не через парадное
Писал в стол. Стихи в основном. Жаль, поздно понял, что можно отсылать их на конкурсы и так далее. Как дело пошло — почти сразу всякие приятности и посыпались. Пока не лауреат, но шорт-листы меня запомнят надолго. Призы иногда, грамотки всякие. Чего скрывать, приятно.
О стыде в интернете
Предыдущие работы, первые опыты? Было дело, да. Сейчас смотришь и улыбаешься, а тогда казалось ого-го! Я их надежно скрыл (смеется). При желании не найти, пробовал. Хорошо еще, что в моей юности у меня интернета не было. И, слава Богу. Сейчас понимаю, что доверять сети лучше только то, в чем стопроцентно уверен. Раз опубликуешь — и не вымарать. Стыдно будет всю жизнь.
О хуторе Прилепина
В текущем году попал к Захару Прилепину. Как и на все конкурсы, просто заявился среди прочих и получилось! Всем теперь говорю, что не стоит бояться, лучше всегда и везде пробовать, не думать, что все вокруг куплено. Ничего подобного. Семинары оказались крутые. Количество профессионалов и информации зашкаливало. Хутор в Подмосковье был открыт для кинокритиков и журналистов, издателей, писателей и поэтов. К нам приезжали в качестве лекторов и гостей музыкант Сергей Летов (старший брат Егора Летова) и рэпер Хаски, поэты Всеволод Емелин и Игорь Караулов. Очень сильные кураторы были: отдельное спасибо Алексею Колобродову, Олегу Демидову и Сергею Ершову. Ну и Захар Прилепин космический, конечно. Энергия, лекции, отношение к делу. Культуртрегерство в лучшем его проявлении.
Tavrida1love
На Тавриду в этом году тоже просто подал заявку, причем в предпоследний день. Кстати, от Волгоградской области 14 человек участвовали в творческом конкурсе, а прошли только двое. Я и еще один парень из Волгограда Антон Схитимский. Он кино документальное до этого снимал, по фестивалям ездил. Потом к литературе пришел окольными тропами, как и мы все. Его опубликовали в Esquire – культовом американском журнале, в России издается с 2005 года. Один из самых успешных «глянцев» на сегодня. Я попал в группу литкритиков, а он в литературу и медиа. У них Дмитрий Воденников вел семинары, московский поэт, у нас шеф-редактор сайта «Год литературы» Михаил Визель, с которым я начал продуктивно сотрудничать после поездки. Нас ждали Крым и бухта Капсель. Именно там уже не первый год собирают молодых деятелей искусства. Таврида порадовала как настоящее пространство творчества и свободы. И учишься, и отдыхаешь — я ж на море не был никогда. К тому же «обрастаешь» полезными контактами. В 2021 в литературном журнале «Юность» выйдет моя рецензия и небольшая подборка стихов. Работаем.
Годовой оборот
Ох, перспективы на год. Превозмогаю собственную лень – в планах было две (или даже три) книги — о советском писателе Борисе Пильняке и о символике насекомых в поэзии Серебряного века. Корплю над своими стихами, пишу рецензии. Надеюсь, в 2021 удастся издать поэтический сборник. Все будут счастливы (смеется). В том числе и я.
Кредо в литературе
Много работать и не сдаваться, двигаться в одном направлении. Банально, но это работает. А кредо (как литкритика) — не так страшна литература пятого сорта (жанровая в плохом смысле), как литература второго сорта. Похожая на настоящую, премии порой получающая. Вот с ней и надо бороться, ибо лжедуховность и лжеглубина это ад.
Литература в 5 слов
Литература — это мы, умеющие правильно себя подать. Каждый из нас, в сущности, просто набор букв.
Писатель в современном мире
Писатель будет нужен всегда. Звучит литературоцентрично, но именно искусство является лучшим способом объяснить жизнь. Мережковский не дождался третьего завета — завета культуры, где высший ценностью станет творчество. Может, наши потомки его дождутся.
В начале пути
Совет начинающим авторам простой. Не думайте, что все куплено и распределено между своими или что все места давно заняты. Возможно, в литпроцессе сейчас не хватает именно вас. Пробуйте, блин!
Поэты, обратите внимание!
Кого из поэтов здравствующих или ушедших выделяю? Из зарубежных — Эмили Дикинсон. В России почему-то относительно мало про нее говорят, а ведь на развитие современной поэзии во многом повлияла именно она. Из подзабытых наших — Эдуард Багрицкий. Из современных, кстати, наш ныне покойный земляк Леонид Шевченко. И не только из-за того, что он из Волгограда. Думаю, во многом именно Шевченко вместе с Борисом Рыжим закрыли «прекрасную» эпоху восьмидесятых-девяностых. После них началась совсем другая поэтическая история.
Прозаики – совсем не про заек
По прозе пройдемся теперь, да? Из современных зарубежных — американо-французский писатель, лауреат Гонкуровской премии Джонатан Литтелл. Так жутко о войне мало кто писал. Советский писатель Борис Пильняк. Мне кажется, это наш недооцененный гений, не уступающий Андрею Белому, с которым его часто сравнивают. Леонид Юзефович чуть ли не единственный на сегодня русский писатель, которого без зазрения совести можно назвать живым классиком.
Забыть и проклясть
Худшая литературная критика? Интересный поворот. Вся команда «новой критики» в целом. При том, что талантливые люди там имеются, но то, чем они занимаются, представляет собой трэш в самом плохом смысле этого слова. У нас и так три с половиной читателя, а они и их отпугивают. Причем в безобразной форме, приличествующей тик-току, а не литкритике.
Доступное творчество
В «Читай-городе» можно купить мою книгу «сЧетчик», вышедшую в волгоградском издательстве «Перископ». Это не совсем литературоведение, а скорее, путеводитель для тех, кто любит читать, но теряется при взгляде на книжные полки. Рецензии можно найти в моей инсте. Также я есть в Фейсбуке, на литпорталах «Pechorin.net» и «Год литературы». Часто пишу на сайт волгоградского журнала «Отчий край». Смею утверждать, что неплохая подборка стихов представлена на сайте «Textura».
На прощание пару строчек:
Пусть воздастся с превеликой лихвой —
Буду в клювы целовать воронье.
Я сегодня возвращаюсь домой,
Время вышло — отдавай мне мое.