«Солдата важно накормить!»: в преддверии 80-летия Сталинградской Победы ВИК «Пехотинец» воссоздал уникальную полевую кухню
О том, какую эволюцию прошли военно-полевые кухни, рассказали организаторы военно-патриотического клуба "Пехотинец" Анатолий и Антон Артамоновы.
Клуб военно-исторической реконструкции "Пехотинец" в Волгограде пополнился уникальным экспонатом. В распоряжении реконструкторов оказалась немецкая полевая кухня образца 1908 года.
Теперь она - часть истории Великого Сталинградского сражения, которое длилось в городе на Волге 200 дней и ночей. Представители ВИК "Пехотинец" рассказали, что часть фрагментов полевой кухни была найдена в Воронежской области, а часть - на территории станицы Трехостровской в Волгоградской области. Кропотливый труд, внимание к деталям, аккуратность, терпение - эти качества позволили реконструкторам практически полностью восстановить образец военного времени.
- Это полевая кухня образца 1908 года, - рассказал журналистам "Городских вестей" один из организаторов ВИК "Пехотинец", Анатолий Артамонов. - В 1935 году она была модернизирована в кухню КФ-13. Эта большая полевая кухня была способна накормить от 125 до 225 человек. Чтобы закипятить два полных бака, где емкость самого большого составляет 200 литров, требовалось 12-16 килограммов дров. В кухню впрягались 4 лошади. В походном положении труба кухни опускалась и закреплялась. В будущем предстоит еще решить вопрос с колесами, они сейчас делаются. Но эта кухня уже сейчас может готовить.
То, как менялись отечественные образцы, исследовал в своей научной работе "Эволюция военно-полевых кухонь в России в первой половине XX века" Антон Артамонов, один из организаторов ВИК "Пехотинец".
- В 1935 году появилась двухкотельная кухня 2КО, - рассказал Антон Артамонов. - Во-первых, она имела два котла, а значит, возможность готовить пищу из двух блюд одновременно. Во-вторых, за счет наличия масляной рубашки появлялась возможность готовить вторые блюда. В-третьих, ходовая часть кухни 2КО была на металлических рессорах вместо рычажно-буферной системы с резиновыми амортизаторами. В-четвертых, котлы были изготовлены из нержавеющей стали.
В том же 1935 году на войсковые испытания поступил опытный образец кухни, смонтированный на грузовой автомашине ЗИС-5, использовавший хитрое решение - выхлопные газы самой машины. Проект принадлежал инженеру А. Н. Селиверстову.
- Она представляла собой железный шкаф с плитой специальной конструкции. Для варки использовались 5 судков по 12 литров. Плита при помощи патрубков включалась в выхлопную трубу автомашины. Выхлопные газы, проходя через газораспределительные каналы плиты, нагревали ее, тепло передавалось судкам и заложенным в них продуктам. При передвижении на скорости 60–80 км/час через 3,5 часа пища была готова. Автокухня позволяла приготовить обед на 20–25 человек, - рассказал Антон Артамонов.
В 1937 году была разработана почти революционная на тот момент первая кухня-автоприцепка. Она буксировалась автомобилем ГАЗ-АА, и ее можно было перевозить и другими грузовыми автомобилями или даже трактором. А уже в 1940-е годы для походных кухонь появились чугунные котлы. Это способствовало введению в эксплуатацию новых моделей кухонь, а дальнейшее изготовление двухкотельных походных кухонь 2КО и 2КО-У и кипятильников ПНК-36 для снабжения Красной армии прекратилось приказом НКО.
- В кухне Трехкотельная КП-3-37 были установлены три котла той же модификации, как и в 2КО, - отметил Антон Артамонов. - Правый котел на 190 литров для приготовления первых блюд, левый котел - на 130 литров для приготовления вторых блюд. Передний котел 145 литров - кипяточный. Кроме того, кухня имела два духовых шкафа.
Однако, по словам Антона Артамонова, у этих кухонь был ряд недостатков: они были неудобны, слишком высоки, а чистка котлов была утомительна из-за угловатости стенок и узких горловин. Из-за необходимости буксировки кухни автомобилем еѐ направляли только в моторизованные подразделения. В пехотных частях по-прежнему использовались кухни на конной тяге.
Несмотря на то, что испытания новых образцов военно-походных кухонь проводились, в войсках всѐ же преобладали модели царского времени. Они были сильно изношены, многие пришли в полную негодность. В первые месяцы войны с 22 июня по 1 сентября 1941 года Совет Народных Комиссаров отдал распоряжения по изготовлению походных кухонь, пищевых котлов и запасных частей к полевым хлебозаводам.
- В самый сложный период войны для страны была создана новая кухня-автоприцепка на автомобильном шасси КП-41 при использовании одного чугунного котла объемом 250 литров, - рассказал Антон Артамонов. - Уже на базе КП-41 в 1942 году была разработана КП-42, которая имела наружную облицовку круглой формы, повторяющую форму очага – овальную, а не прямоугольную или восьмиугольную. Круглая облицовка давала возможность повару при раздаче пищи опираться ногой на угол рамы, поэтому вместо двух подножек ставилась одна. Принцип многофункциональности, а именно наличие нескольких небольших котлов для приготовления сразу нескольких блюд, стал приоритетным. Современные кухни буксируются исключительно грузовыми автомобилями, при этом проблема тяжеловесности кухонь осталась позади.
В годы Великой Отечественной войны обеспечение бойцов продовольствием, а точнее - горячей едой, считалось важным вопросом. В музее-панораме "Сталинградская битва" журналистам "Городских вестей" рассказали, что в боевых условиях предусматривалась выдача горячей пищи дважды в день. До того, как встанет солнце. И после того, как оно зайдет за горизонт. Бойцам было положено выдавать хлеб и горячее. Суп или кашу, но чтобы они имели полужидкую консистенцию. Требовалось съедать все приготовленное без остатка. Но в дни Сталинградской битвы нередки были случаи, когда доставка горячей еды в окопы была просто невозможна и солдаты и офицеры оставались голодными.
Чем кормили бойцов Красной армии? В музее-панораме "Сталинградская битва" есть сведения о том, что полевые кухни готовили, к примеру, гороховые супы, в которые добавляли тушенку, гречневую кашу "размазню", "макаловку" - горячее блюдо из замороженной тушенки, в которую доливали воду, а потом вымакивали хлебом или сухарями.
Трудно ли было в годы Сталинградской битвы? Невыносимо. Об этом свидетельствуют воспоминания очевидцев, военная хроника, документы, фотографии, которые повествуют о тех 200 днях и ночах, выпавших на долю сталинградцев и его защитников.
В Волгограде приближается дата 80-летия Сталинградской Победы. Торжественные мероприятия по этому поводу в городе и Волгоградской области пройдут в течение двух дней - 1 и 2 февраля. По инициативе областного совета ветеранов они признаны выходными днями в регионе.
Жители и гости Волгограда могут посетить торжества, с полной программой которых можно ознакомиться здесь. В числе торжеств - артиллерийский салют, он будет дан на нижней террасе набережной имени 62-й Армии. В это же время во всех районах Волгограда под небом расцветут фейерверки.