Служили два товарища: как породнились семьи погибших под Сталинградом бойцов
Военные хроники, получившие развитие через десятки лет.
В рамках проекта «Поисковые истории» «Городские вести» продолжают рассказывать о героях, которым удалось вернуть имена. Но иногда их истории – это начало новых удивительных событий.
– В 2015 году наши ребята поднимали двух солдат в Серафимовичском районе. В одной ячейке захоронения мы раскопали останки Давида Чалахешашвили и Терентия Надежкина, – рассказывает командир поискового отряда «Красноармеец» ВРПОО «Наследие» Денис Соловьёв.
К удаче волонтёров, обоих солдат удалось опознать. При Чалахешашвили была записка его сестры, написанная на грузинском языке. Благодаря книжке красноармейца опознали и Надежкина.
– Эти два бойца лежали в обнимку друг с другом. Было видно, что Терентий Надежкин был ранен, кости изломаны. Видно, Давид был командир, лежал сверху, прикрывая. По вещам можно понять, что командир. Как воевали, так и погибли. Мы видели позицию: позади - Дон, впереди – голая степь, бойцы были обречены. Погибли они от взрыва гранаты, – поясняет член поискового отряда «Красноармеец» Олег Текунов.
Позже, связавшись с родными погибших, стали известны некоторые подробности недолгой судьбы защитников Сталинграда и их семей.
Буквально через пару месяцев после того, как Давида Чалахешашвили призвали на фронт, у него родился сын Важа. Уже после войны он поставил себе цель во что бы ни стало найти могилу отца. Он ездил по всей стране, побывал у многих обелисков, на которых искал имя отца. К сожалению, Важа умер до того, как поисковики нашли останки его близкого родственника.
Терентий Надежкин ушел на войну из Амурской области. Он проявил себя отличным бойцом, за что командование премировало его, выписав 86 рублей. Премию Терентий Григорьевич успел отправить семье – жене и шестерым детям, а буквально на следующий день родственники получили на него похоронку.
Поисковикам удалось обнаружить также, что амурский герой был представлен к ордену Красной Звезды. Вот как его характеризовали командиры: «Подносчик патрон Надежкин в ходе боев овладел специальностью на «отлично». В последнем бою за высоту безымянную огнём своего пулемёта подавил две огневые точки противника и уничтожил свыше 60 румынских солдат и офицеров. Мужественный и отважный боец, мастерски владеет своим оружием. Всяческие попытки контратак разбивались огнём его пулемёта». Приказ о награждении, но не орденом, а медалью «За отвагу», датирован 30 ноября 1942 года — через месяц после гибели воина.
Останки деда-героя, погибшего за Сталинград, внучка везла шесть суток на поезде из Волгограда до Свободного в специальной коробке. В родном селе солдат был похоронен с воинскими почестями рядом с женой.
Внуки уроженца Грузии Давида Чалахешашвили также забрали останки героя на родину. Они выразили желание породниться с близкими Терентия Надежкина – человека, который принял смерть рядом с их дедом.