Об этом «Городским вестям» рассказали эксперты, которые готовят объект к реставрации.
Волгоградский планетарий готовится к масштабной реконструкции. Сейчас здесь трудятся специалисты фирмы «А1 Эксперт», выигравшей торги на реализацию проекта. Ими были проведены комплексные научные исследования объекта культурного наследия регионального значения. Ведь задача у реставраторов очень сложная: им нужно очень тщательно, практически ювелирно, выполнить свою работу.
Подарку из ГДР добавили помпы
- История строительства этого сооружения довольно сложная и неоднозначная: архитектурно-художественный облик здания в значительной степени отличается от первоначально задуманного немецкими проектировщиками, - говорит Григорий Ефимович Шапиро, научный руководитель проекта, кандидат архитектуры, председатель Ростовского регионального отделения Союза реставраторов России.
Напомним, что Волгоградский планетарий – это подарок вождю всех народов Иосифу Виссарионовичу Сталину в день его семидесятилетия от Германской Демократической Республики.
Однако здание, сформировавшее впоследствии облик архитектурного ансамбля улицы Мира в Волгограде, не совсем соответствует своей первоначальной задумке.
Как утверждает Григорий Шапиро, проект был переработан и в отношении строительных конструкций и технологий, и в отношении общей стилистической направленности архитектуры памятника.
- Первоначальное лаконичное конструктивистское решение было изменено в сторону помпезной неоклассики, - говорит архитектор. - Это, как выяснилось при инструментальных исследованиях, проявилось в некоторой непродуманности окончательных решений.
В частности, с точки зрения ученого, неверно решено крепление плит из травертина, допущено отступление от проектных решений в конструкции перехода барабана к куполу, что привело к постоянному намоканию фризовой части и образованию в кладке так называемых высолов. Конструкция покрытия изначально задуманной как эксплуатируемой площадки обсерватории, полностью не выполнена.
- Это требует от проектировщиков принятия гибких решений: с одной стороны, придерживаться золотого правила не разрушать сложившийся архитектурный облик, но с другой – продлить памятнику жизнь, свести к минимуму негативные последствия несовершенства решений предшественников, - поясняет Шапиро.
Справиться с задачей помогает столичный и зарубежный опыт. Например, для консультации были привлечены специалисты – технологи, принимавшие участие в реставрационных работах на Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Также подрядчик разработал технологическую карту по очистке, гидрофобизации травертиновых плит, заполнению швов.
Что, если не «Мир»?
На первых этапах проектировщиков смутило практически полное отсутствие информации по истории создания скульптуры «Мир», завершающей здание планетария.
- Мы провели большую работу по историко-архивным исследованиям: работали в областном архиве, сделали запросы в архив музея Мухиной в Крыму, в Москве, в музей архитектуры имени Щусева, в Российский государственный архив литературы и искусства, - делятся авторы проекта реставрации. - В результате удалось собрать достаточно обширный материал, который позволил восстановить сложную хронологию создания этой скульптуры.
Вера Игнатьевна в начале 1950 годов уже сильно болела. «Мир» - одна из последних ее работ. Однако, Мухина была лишь автором общей концепции, эскизов и первых слепков, фотографии которых также были обнаружены.
- Были проанализированы переписки автора с исполнительным комитетом Сталинградского городского совета, с архитектором Симбирцевым, отделом по делам архитектуры и Щелковским заводом художественного литья, на котором и была изготовлена скульптура, - рассказывает Григорий Шапиро.
Как следует из документов, решение по скульптуре также неоднократно менялось. Вместо известной нам скульптуры на куполе планетария вполне мог появиться аналог «Рабочего и колхозницы» на металлическом каркасе. Процесс согласования шел трудно, с перерывами и задержками в финансировании. Однозначно можно сказать, что во многом благодаря стараниям и небезразличию самого скульптора удалось завершить эту работу. Уже после смерти Веры Мухиной курировал проект ее сын.
«Нужно время, чтобы осмыслить»
Немаловажная часть архитектуры планетария – монументальная живопись.
- Наш коллектив считает, что необходимо вернуться к обсуждению вопроса о судьбе утраченного барельефа Сталина, поднятого весной этого года на техническом совете при комитете по охране памятников, - говорит Шапиро. - Очевидно, что этот вопрос несколько шире профессионального круга архитекторов, реставраторов и градостроителей. Стоит повременить с восстановлением барельефа до тех пор, пока жители не смогут воспринимать такие произведения как сугубо художественные артефакты. А для этого должно еще пройти время.
Можно сделать визуальную реконструкцию, с которой желающие могут ознакомиться при наведении телефона на QR-код, считают авторы проекта реставрации. Достаточно обратиться к отечественным аналогам, например, посмотреть, как поступили реставраторы с обнаруженным в центральном павильоне ВДНХ горельефе Вучетича «Советскому народу, знаменосцу мира — слава!».