Ученые решают, оставлять ли его потомкам.
Волгоградский планетарий из научно-просветительского учреждения, рассказывающего о космосе, на днях превратился в объект политических дебатов. Поводом послужила разработка проекта реставрации исторического здания — эксперты во время исследовательских работ неожиданно для всех обнаружили обезображенный барельеф Иосифа Виссарионовича Сталина.
Без носа и подбородка
Узнать вождя всех народов на всплывшем из прошлого барельефе, признаемся, весьма сложно - у профиля нет ни носа, ни подбородка, да и сам он тщательно затерт цементным раствором. Тем не менее на изображении, уверяют ученые, именно он, Сталин.
Как пояснил «Городским вестям» волгоградский реставратор Сергей Сена, во-первых Волгоградский планетарий — это подарок сталинградцам к 70-летию вождя, а значит его портрет там был уместен. Во-вторых, если бы авторы хотели подчеркнуть именно «космическую» принадлежность учреждения, то скорее всего на фасаде изобразили бы группу людей : Джордано Бруно, Галилео Галилея, Леонардо да Винчи…
— Конечно, на планетарии изображен Сталин, — говорит Сена. — И теперь нужно решать: что делать с этим барельефом.
По словам специалиста, фирма-подрядчик из Ростова-на-Дону, выигравшая конкурс на реставрационные работы, поступила очень профессионально, понимая все эстетические и политические последствия – вынесла вопрос о судьбе барельефа на обсуждение ученых. Этому предшествовала большая работа, в том числе натурные исследования.
Специалисты ростовской компании «А1 Эксперт» подтверждают: согласно архивным материалам, на главном фасаде располагался портретный барельеф Сталина в 1,5 натуральных величины, вписанный в круглую каменную раму диаметром 80см.
— Сейчас барельеф частично сбит и покрыт раствором. Наш опытный скульптор — реставратор Денис Петров после расчистки обнаружил, что барельеф выполнен в технике резьбы из камня - натурального травертина, но имеет значительные механические повреждения, — рассказали ростовчане. — Выбор метода реставрации — докомпоновка, воссоздание, консервация - будет принят совместно с научно-методическим советом при Комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
К слову, подрядчик оказался действительно опытным, в числе его последних работ реставрация Вологодского кремля, здание редакции газеты «Молот» и ДК завода «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону. А в послужном списке скульптора Петрова — работа на объектах Новоиерусалимского монастыря и Московского Северного Речного вокзала .
Попали в «десяточку»
Так что же решил научно-методический совет, заседание которого уже состоялось? Вердикт оказался таков: барельеф портрета вождя всех народов нужно реставрировать.
Отметим, что сам совет состоит из 18 человек, на обсуждении присутствовали 10, т.е. кворум был, а значит решение считается легитимным.
— Мне сложно понять, чем руководствовались коллеги, голосуя за восстановление изображения кровавого диктатора, — делится Сергей Сена, также являющийся членом научно-методического совета. — Наверное, они не извлекли урока из нашей истории. В итоге я один проголосовал за предложенный вариант — оставить барельеф как есть, замазанным. Меня пытаются убедить в том, что изображение Сталина на планетарии — это эстетика, а не политика. Но тогда необходимо учесть другой момент: факт уничтожения изображения в 1961 году. Совершенно очевидно, что это было сделано людьми сразу же после разоблачения культа личности вождя: кто-то из пострадавших от репрессий либо закидал камнями ненавистный лик, либо принес лестницу и замазал его цементом. И вот этот самый народный протест — тоже застывшая история, которую следовало бы сохранить. Я уверен, что в каждой семье найдутся те, кто пострадал от сталинского террора. Зачем же возрождать память об убийце?
При этом волгоградский реставратор отмечает: в планетарии есть еще один портрет «лучшего друга тувинского народа» он висит в фойе учреждения.
— Против него я ничего не могу сказать, — признается Сена. — Это действительно произведение искусства, флорентийская мозаика. Да и воспринимаю я его скорее не как портрет Сталина, а как портрет... русского путешественника Пржевальского. Уж очень похожи.
Кстати, точка в споре еще не поставлена. Ведь решение научно-методического совета носит лишь рекомендательный характер и общественность, если она действительно заинтересована в этом вопросе, может заявить собственное мнение.
— Обычно в похожих вопросах дело доходит до государственной историко-культурной экспертизы, — поясняет волгоградский реставратор. — Затем ее резолюция вывешивается на 15 рабочих дней на профильном сайте регионального комитета, и наши общественники могут высказать все, что думают по данному вопросу. Не исключаю, что к решению судьбы барельефа подключаться первые лица региона. Скоро выборы и я допускаю, что найдутся желающие воспользоваться поднятой темой в своих интересах.