16+
Статьи

Метротрам, которого могло не быть: поразительные факты из истории скоростного трамвая в Волгограде

25 Окт 2021 07:00, 8 фото

«Городские вести» вспоминают детали появления уникального транспорта.

Строительство станции «Площадь Ленина». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Метротрам – достопримечательность Волгограда и визитная карточка города. Нигде в России нет ничего подобного. Трамвай едет по поверхности, затем «ныряет» под землю на несколько станций, а после снова оказывается «на воздухе». Билеты на этот городской вид транспорта становятся памятными атрибутами для туристов. И их даже продают на иностранных биржах, где предлагаются редкие предметы.

Журнал Forbes внёс волгоградский метротрам в список уникальных трамвайных маршрутов мира, а их всего 12. Но мало кто знает, что эта линия, соединяющая пять районов города, могла и не появиться. Тому способствовало много причин. О них в своё время корреспонденту «Городских вестей» рассказывал Михаил Зозуля, руководивший Волгоградским трамвайно-троллейбусным управлением. Публикуем воспоминания почётного работника транспорта России, которого нет с нами уже почти год.

Во время возведения станции «Площадь Ленина» движение машин не прекращалось. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

В метро отказать

После Великой Отечественной войны Сталинград быстро восстанавливался. Людей в городе-герое с каждым годом становилось все больше, и существующий общественный транспорт оказался на грани кризиса: трамваи и автобусы не справлялись с растущим пассажиропотоком. Требовалось оригинальное и современное решение, которое могло бы учесть и будущие потребности мегаполиса. Конечно, хотелось бы построить метро в городе на Волге. Почему бы и нет?

Сталинградский областной исполнительный комитет не раз обсуждал план масштабного строительства и его значимость. К 1960 году город был практически полностью восстановлен, а численность населения достигла 800 тысяч человек. Транспортные возможности были на пределе, но в президиуме Верховного Совета СССР инициативу сталинградцев не поддержали. Городу, который буквально через год сменил название на Волгоград, отказали по той причине, что в нём не хватало нужного числа жителей. Иметь собственное метро на тот момент разрешалось только городам-миллионникам.

За реализацией масштабного проекта «наблюдал» вождь мирового пролетариата. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Власти Сталинграда отступили, увеличили количество вагонов и подвижных составов, но от идеи строить метро не отказались. И спустя семь лет к ней вернулись вновь. На этот раз инициатива исходила от молодого руководителя Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления Михаила Зозули. Он придумал строительный эксперимент для города, и повёз свой проект в Москву на согласование.

– Я посчитал, что у Волгограда есть важная особенность – город растянут вдоль Волги почти на 80 километров, и потому метро могло бы отлично вписаться в эту архитектурную особенность. Линия могла бы проходить в обоих направлениях. Но эти планы разбивались о требование быть городом-миллионником. И тогда я решил предложить использовать опыт Норвегии и Швеции, где пассажиров перевозит необычное метро, – рассказывал Михаил Зозуля.

Вагоны на конечной станции ждут людей на поверхности земли, а затем транспорт спускается в подземные тоннели, делая остановки для пассажиров. Нечто подобное Михаил Зозуля хотел построить и для Волгограда. И его отправили изучать иностранный опыт на Скандинавский полуостров. Вернувшись из командировки, Зозуля решил, что лучший вариант для города на Волге – гибрид метро и трамвая.

Возведение туннеля на станции «Площадь Ленина». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Ошибка в размерах

Чтобы поддержать идею Волгограда о новом гибридном виде транспорта, Госплану СССР пришлось согласиться с предложенным проектом, который получил название «скоростной трамвай». Разрабатывали его две организации – производственные объединения «Гражданстрой» и «Харьковметрострой».

Их специалисты долго думали, какими должны стать подземные туннели, чтобы в них можно было спустить трамваи с пассажирами. Нужно было учесть и доставку людей на станции, размещённые на поверхности. Но проектировщики допустили ошибку, которая затянула сроки запуска скоростного трамвая.

На стройплощадке станции «Комсомольская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

– Проект соответствовал всем строительным нормам, которые применялись при возведении метро. Но никто не учёл конструктивные особенности трамвайных вагонов, закупаемых в Чехии. На их крышах размещался пантографный токоприёмник. И когда приближалась дата сдачи объекта в эксплуатацию, выяснилось, что после установки пантографов составы не помещались в туннели, – пояснял Михаил Зозуля.

Досадная недоработка проектировщиков остановила стройку. Понадобилось время, чтобы исправить ошибку. К работе были привлечены инженеры из Москвы и Санкт-Петербурга. И в Волгограде всё же была открыта линия скоростного трамвая. С учётом всех деталей, даже самых незначительных.

Обустройство эстакады для станции «Пионерская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Белая краска – для зрения

Пользоваться новым общественным транспортом волгоградцы начали в ноябре 1984 года. А спустя время выяснилось, что есть ещё одна проблема. На этот раз она была связана со здоровьем вагоновожатых.

Водители подвижных составов стали жаловаться на ухудшение зрения. Выход нашли просто: стены туннелей перед станциями покрасили в белый цвет. Это смягчило резкий переход от темноты к яркому освещению в момент выхода трамвая из туннеля. Обращения от вагоновожатых поступать перестали.

Возведение подземной части станции «Пионерская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Сегодня скоростной трамвай – один из самых популярных видов транспорта в городе. Протяжённость линии метротрама составляет более 17 километров. Маршрут включает 22 станции, шесть из которых – подземные.

В настоящее время муниципалитет проводит масштабную реконструкцию линии СТ, которая станет лучше и современнее.

Автор: Евгения Иванова

Строительство подземной части станции «Пионерская» с видом на Астраханский мост. Фото: МУП «Метроэлектротранс»
Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

04:10, Общество

Чего не стоит делать 18 сентября, на Кумохин день

02:45, Общество

Волгоградцев предупреждают о высокой пожароопасности 18 сентября

00:45, Образование

В волгоградском вузе увеличился спрос на медицинские специальности

17 Сен, Общество

18 сентября волгоградцы могут ожидать падение температуры до 0º

17 Сен, ЖКХ

Район Волгограда останется без света 18 сентября

17 Сен, Общество

В Волгограде потушили условный пожар на Волжской ГЭС

17 Сен, Культура

В Волгограде открылись Дни Московской консерватории

17 Сен, Здоровье

За два месяца в Волгоградской области выявили 12 случаев бруцеллеза

17 Сен, Общество

УЭБиПК Волгоградской области возглавил Дмитрий Дегтярев

17 Сен, Общество

Инвестпроект по строительству зернохранилища реализовали под Волгоградом

17 Сен, Происшествия

В Волгограде нашли школьников, избивших сверстника

17 Сен, Общество

Практика волгоградских соцучреждений стала одной из лучших на всероссийском конкурсе

17 Сен, Криминал

Кражу денег в поезде «Анапа – Уфа» раскрыли волгоградские полицейские

17 Сен, Происшествия

В Волгограде отец привлечен к ответственности за сына-подростка, попавшего в ДТП

17 Сен, Общество

Впервые в России произведена выплата заработной платы в цифровых рублях

17 Сен, Общество

Об опасности осенней воды предупреждают волгоградцев

17 Сен, Общество

Память жертв геноцида советского народа увековечит Волгоградская область

17 Сен, Здоровье

В Волгоградской области 42 класса перевели на дистанционное обучение

17 Сен, Происшествия

В Волжском обнаружили тело девушки рядом с многоэтажкой

17 Сен, Общество

T2 запускает «Гигабэк» – возврат процента трафика, потраченного в выбранных категориях

Календарь