16+
Статьи

Метротрам, которого могло не быть: поразительные факты из истории скоростного трамвая в Волгограде

25 Окт 2021 07:00, 8 фото

«Городские вести» вспоминают детали появления уникального транспорта.

Строительство станции «Площадь Ленина». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Метротрам – достопримечательность Волгограда и визитная карточка города. Нигде в России нет ничего подобного. Трамвай едет по поверхности, затем «ныряет» под землю на несколько станций, а после снова оказывается «на воздухе». Билеты на этот городской вид транспорта становятся памятными атрибутами для туристов. И их даже продают на иностранных биржах, где предлагаются редкие предметы.

Журнал Forbes внёс волгоградский метротрам в список уникальных трамвайных маршрутов мира, а их всего 12. Но мало кто знает, что эта линия, соединяющая пять районов города, могла и не появиться. Тому способствовало много причин. О них в своё время корреспонденту «Городских вестей» рассказывал Михаил Зозуля, руководивший Волгоградским трамвайно-троллейбусным управлением. Публикуем воспоминания почётного работника транспорта России, которого нет с нами уже почти год.

Во время возведения станции «Площадь Ленина» движение машин не прекращалось. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

В метро отказать

После Великой Отечественной войны Сталинград быстро восстанавливался. Людей в городе-герое с каждым годом становилось все больше, и существующий общественный транспорт оказался на грани кризиса: трамваи и автобусы не справлялись с растущим пассажиропотоком. Требовалось оригинальное и современное решение, которое могло бы учесть и будущие потребности мегаполиса. Конечно, хотелось бы построить метро в городе на Волге. Почему бы и нет?

Сталинградский областной исполнительный комитет не раз обсуждал план масштабного строительства и его значимость. К 1960 году город был практически полностью восстановлен, а численность населения достигла 800 тысяч человек. Транспортные возможности были на пределе, но в президиуме Верховного Совета СССР инициативу сталинградцев не поддержали. Городу, который буквально через год сменил название на Волгоград, отказали по той причине, что в нём не хватало нужного числа жителей. Иметь собственное метро на тот момент разрешалось только городам-миллионникам.

За реализацией масштабного проекта «наблюдал» вождь мирового пролетариата. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Власти Сталинграда отступили, увеличили количество вагонов и подвижных составов, но от идеи строить метро не отказались. И спустя семь лет к ней вернулись вновь. На этот раз инициатива исходила от молодого руководителя Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления Михаила Зозули. Он придумал строительный эксперимент для города, и повёз свой проект в Москву на согласование.

– Я посчитал, что у Волгограда есть важная особенность – город растянут вдоль Волги почти на 80 километров, и потому метро могло бы отлично вписаться в эту архитектурную особенность. Линия могла бы проходить в обоих направлениях. Но эти планы разбивались о требование быть городом-миллионником. И тогда я решил предложить использовать опыт Норвегии и Швеции, где пассажиров перевозит необычное метро, – рассказывал Михаил Зозуля.

Вагоны на конечной станции ждут людей на поверхности земли, а затем транспорт спускается в подземные тоннели, делая остановки для пассажиров. Нечто подобное Михаил Зозуля хотел построить и для Волгограда. И его отправили изучать иностранный опыт на Скандинавский полуостров. Вернувшись из командировки, Зозуля решил, что лучший вариант для города на Волге – гибрид метро и трамвая.

Возведение туннеля на станции «Площадь Ленина». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Ошибка в размерах

Чтобы поддержать идею Волгограда о новом гибридном виде транспорта, Госплану СССР пришлось согласиться с предложенным проектом, который получил название «скоростной трамвай». Разрабатывали его две организации – производственные объединения «Гражданстрой» и «Харьковметрострой».

Их специалисты долго думали, какими должны стать подземные туннели, чтобы в них можно было спустить трамваи с пассажирами. Нужно было учесть и доставку людей на станции, размещённые на поверхности. Но проектировщики допустили ошибку, которая затянула сроки запуска скоростного трамвая.

На стройплощадке станции «Комсомольская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

– Проект соответствовал всем строительным нормам, которые применялись при возведении метро. Но никто не учёл конструктивные особенности трамвайных вагонов, закупаемых в Чехии. На их крышах размещался пантографный токоприёмник. И когда приближалась дата сдачи объекта в эксплуатацию, выяснилось, что после установки пантографов составы не помещались в туннели, – пояснял Михаил Зозуля.

Досадная недоработка проектировщиков остановила стройку. Понадобилось время, чтобы исправить ошибку. К работе были привлечены инженеры из Москвы и Санкт-Петербурга. И в Волгограде всё же была открыта линия скоростного трамвая. С учётом всех деталей, даже самых незначительных.

Обустройство эстакады для станции «Пионерская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Белая краска – для зрения

Пользоваться новым общественным транспортом волгоградцы начали в ноябре 1984 года. А спустя время выяснилось, что есть ещё одна проблема. На этот раз она была связана со здоровьем вагоновожатых.

Водители подвижных составов стали жаловаться на ухудшение зрения. Выход нашли просто: стены туннелей перед станциями покрасили в белый цвет. Это смягчило резкий переход от темноты к яркому освещению в момент выхода трамвая из туннеля. Обращения от вагоновожатых поступать перестали.

Возведение подземной части станции «Пионерская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Сегодня скоростной трамвай – один из самых популярных видов транспорта в городе. Протяжённость линии метротрама составляет более 17 километров. Маршрут включает 22 станции, шесть из которых – подземные.

В настоящее время муниципалитет проводит масштабную реконструкцию линии СТ, которая станет лучше и современнее.

Автор: Евгения Иванова

Строительство подземной части станции «Пионерская» с видом на Астраханский мост. Фото: МУП «Метроэлектротранс»
Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

Читайте также

16:15, Общество

Три волгоградских ученых стали лауреатами премии «Профессор года 2024»

15:58, Общество

47 гуманитарных миссий выполнили в зоне СВО казаки из Волгоградской области

15:50, Общество

Двухдневный шторм надвигается на Волгоград

15:38, Общество

Волгоградские политехники претендуют на гранты для исследований важного открытия

15:29, Криминал

Волгоградца обвиняют во взятке приставу

15:24, Происшествия

40 минут тушили пожар в подвале 4-этажки в Волгограде

14:57, Общество
Фото: Дмитрий Рогулин / "Городские вести"

В Волгограде построят новый экспоцентр

14:39, Происшествия

В Волжском вновь пропал 64-летний Сергей Суставов

14:35, ЖКХ

Предприятие, проводившее капремонт водопровода в Котово, внесли в "черный" список

14:26, Здоровье

Волгоградцев предупредили об опасных сосисках, вызывающих рак

14:24, Здоровье

В Волгоградской области нацпроект помогает дооснащать больницы и поликлиники

14:20, Транспорт

Волгоградцев призывают перейти на зимнюю резину

14:02, Общество

В Волгограде стартовал творческий конкурс «Зима на Волге»

13:56, Транспорт

В Волгограде на неделю ограничат проезд по улице Краснознаменской

13:54, Общество

84 медработника Волгоградского региона стали новоселами с начала 2024 года

13:42, Здоровье

На 6,6 млрд рублей увеличат объемы финансирования волгоградской медицины

13:35, Общество

11% волгоградцев бесят коллеги, уходящие в отпуск в конце декабря

13:33, Общество

В Волгоградской области госпремию творческим дарованиям увеличили до 500 тыс. рублей

13:17, Происшествия

Под Волгоградом соцработник подарила аферистам 1,8 млн

13:16, Здоровье

Врач Мясников: "Вы должны видеть, что едите"

Календарь