Метротрам, которого могло не быть: поразительные факты из истории скоростного трамвая в Волгограде
«Городские вести» вспоминают детали появления уникального транспорта.
Метротрам – достопримечательность Волгограда и визитная карточка города. Нигде в России нет ничего подобного. Трамвай едет по поверхности, затем «ныряет» под землю на несколько станций, а после снова оказывается «на воздухе». Билеты на этот городской вид транспорта становятся памятными атрибутами для туристов. И их даже продают на иностранных биржах, где предлагаются редкие предметы.
Журнал Forbes внёс волгоградский метротрам в список уникальных трамвайных маршрутов мира, а их всего 12. Но мало кто знает, что эта линия, соединяющая пять районов города, могла и не появиться. Тому способствовало много причин. О них в своё время корреспонденту «Городских вестей» рассказывал Михаил Зозуля, руководивший Волгоградским трамвайно-троллейбусным управлением. Публикуем воспоминания почётного работника транспорта России, которого нет с нами уже почти год.
В метро отказать
После Великой Отечественной войны Сталинград быстро восстанавливался. Людей в городе-герое с каждым годом становилось все больше, и существующий общественный транспорт оказался на грани кризиса: трамваи и автобусы не справлялись с растущим пассажиропотоком. Требовалось оригинальное и современное решение, которое могло бы учесть и будущие потребности мегаполиса. Конечно, хотелось бы построить метро в городе на Волге. Почему бы и нет?
Сталинградский областной исполнительный комитет не раз обсуждал план масштабного строительства и его значимость. К 1960 году город был практически полностью восстановлен, а численность населения достигла 800 тысяч человек. Транспортные возможности были на пределе, но в президиуме Верховного Совета СССР инициативу сталинградцев не поддержали. Городу, который буквально через год сменил название на Волгоград, отказали по той причине, что в нём не хватало нужного числа жителей. Иметь собственное метро на тот момент разрешалось только городам-миллионникам.
Власти Сталинграда отступили, увеличили количество вагонов и подвижных составов, но от идеи строить метро не отказались. И спустя семь лет к ней вернулись вновь. На этот раз инициатива исходила от молодого руководителя Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления Михаила Зозули. Он придумал строительный эксперимент для города, и повёз свой проект в Москву на согласование.
– Я посчитал, что у Волгограда есть важная особенность – город растянут вдоль Волги почти на 80 километров, и потому метро могло бы отлично вписаться в эту архитектурную особенность. Линия могла бы проходить в обоих направлениях. Но эти планы разбивались о требование быть городом-миллионником. И тогда я решил предложить использовать опыт Норвегии и Швеции, где пассажиров перевозит необычное метро, – рассказывал Михаил Зозуля.
Вагоны на конечной станции ждут людей на поверхности земли, а затем транспорт спускается в подземные тоннели, делая остановки для пассажиров. Нечто подобное Михаил Зозуля хотел построить и для Волгограда. И его отправили изучать иностранный опыт на Скандинавский полуостров. Вернувшись из командировки, Зозуля решил, что лучший вариант для города на Волге – гибрид метро и трамвая.
Ошибка в размерах
Чтобы поддержать идею Волгограда о новом гибридном виде транспорта, Госплану СССР пришлось согласиться с предложенным проектом, который получил название «скоростной трамвай». Разрабатывали его две организации – производственные объединения «Гражданстрой» и «Харьковметрострой».
Их специалисты долго думали, какими должны стать подземные туннели, чтобы в них можно было спустить трамваи с пассажирами. Нужно было учесть и доставку людей на станции, размещённые на поверхности. Но проектировщики допустили ошибку, которая затянула сроки запуска скоростного трамвая.
– Проект соответствовал всем строительным нормам, которые применялись при возведении метро. Но никто не учёл конструктивные особенности трамвайных вагонов, закупаемых в Чехии. На их крышах размещался пантографный токоприёмник. И когда приближалась дата сдачи объекта в эксплуатацию, выяснилось, что после установки пантографов составы не помещались в туннели, – пояснял Михаил Зозуля.
Досадная недоработка проектировщиков остановила стройку. Понадобилось время, чтобы исправить ошибку. К работе были привлечены инженеры из Москвы и Санкт-Петербурга. И в Волгограде всё же была открыта линия скоростного трамвая. С учётом всех деталей, даже самых незначительных.
Белая краска – для зрения
Пользоваться новым общественным транспортом волгоградцы начали в ноябре 1984 года. А спустя время выяснилось, что есть ещё одна проблема. На этот раз она была связана со здоровьем вагоновожатых.
Водители подвижных составов стали жаловаться на ухудшение зрения. Выход нашли просто: стены туннелей перед станциями покрасили в белый цвет. Это смягчило резкий переход от темноты к яркому освещению в момент выхода трамвая из туннеля. Обращения от вагоновожатых поступать перестали.
Сегодня скоростной трамвай – один из самых популярных видов транспорта в городе. Протяжённость линии метротрама составляет более 17 километров. Маршрут включает 22 станции, шесть из которых – подземные.
В настоящее время муниципалитет проводит масштабную реконструкцию линии СТ, которая станет лучше и современнее.
Автор: Евгения Иванова