16+
Статьи

Метротрам, которого могло не быть: поразительные факты из истории скоростного трамвая в Волгограде

25 Окт 2021 07:00, 8 фото

«Городские вести» вспоминают детали появления уникального транспорта.

Строительство станции «Площадь Ленина». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Метротрам – достопримечательность Волгограда и визитная карточка города. Нигде в России нет ничего подобного. Трамвай едет по поверхности, затем «ныряет» под землю на несколько станций, а после снова оказывается «на воздухе». Билеты на этот городской вид транспорта становятся памятными атрибутами для туристов. И их даже продают на иностранных биржах, где предлагаются редкие предметы.

Журнал Forbes внёс волгоградский метротрам в список уникальных трамвайных маршрутов мира, а их всего 12. Но мало кто знает, что эта линия, соединяющая пять районов города, могла и не появиться. Тому способствовало много причин. О них в своё время корреспонденту «Городских вестей» рассказывал Михаил Зозуля, руководивший Волгоградским трамвайно-троллейбусным управлением. Публикуем воспоминания почётного работника транспорта России, которого нет с нами уже почти год.

Во время возведения станции «Площадь Ленина» движение машин не прекращалось. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

В метро отказать

После Великой Отечественной войны Сталинград быстро восстанавливался. Людей в городе-герое с каждым годом становилось все больше, и существующий общественный транспорт оказался на грани кризиса: трамваи и автобусы не справлялись с растущим пассажиропотоком. Требовалось оригинальное и современное решение, которое могло бы учесть и будущие потребности мегаполиса. Конечно, хотелось бы построить метро в городе на Волге. Почему бы и нет?

Сталинградский областной исполнительный комитет не раз обсуждал план масштабного строительства и его значимость. К 1960 году город был практически полностью восстановлен, а численность населения достигла 800 тысяч человек. Транспортные возможности были на пределе, но в президиуме Верховного Совета СССР инициативу сталинградцев не поддержали. Городу, который буквально через год сменил название на Волгоград, отказали по той причине, что в нём не хватало нужного числа жителей. Иметь собственное метро на тот момент разрешалось только городам-миллионникам.

За реализацией масштабного проекта «наблюдал» вождь мирового пролетариата. Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Власти Сталинграда отступили, увеличили количество вагонов и подвижных составов, но от идеи строить метро не отказались. И спустя семь лет к ней вернулись вновь. На этот раз инициатива исходила от молодого руководителя Волгоградского трамвайно-троллейбусного управления Михаила Зозули. Он придумал строительный эксперимент для города, и повёз свой проект в Москву на согласование.

– Я посчитал, что у Волгограда есть важная особенность – город растянут вдоль Волги почти на 80 километров, и потому метро могло бы отлично вписаться в эту архитектурную особенность. Линия могла бы проходить в обоих направлениях. Но эти планы разбивались о требование быть городом-миллионником. И тогда я решил предложить использовать опыт Норвегии и Швеции, где пассажиров перевозит необычное метро, – рассказывал Михаил Зозуля.

Вагоны на конечной станции ждут людей на поверхности земли, а затем транспорт спускается в подземные тоннели, делая остановки для пассажиров. Нечто подобное Михаил Зозуля хотел построить и для Волгограда. И его отправили изучать иностранный опыт на Скандинавский полуостров. Вернувшись из командировки, Зозуля решил, что лучший вариант для города на Волге – гибрид метро и трамвая.

Возведение туннеля на станции «Площадь Ленина». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Ошибка в размерах

Чтобы поддержать идею Волгограда о новом гибридном виде транспорта, Госплану СССР пришлось согласиться с предложенным проектом, который получил название «скоростной трамвай». Разрабатывали его две организации – производственные объединения «Гражданстрой» и «Харьковметрострой».

Их специалисты долго думали, какими должны стать подземные туннели, чтобы в них можно было спустить трамваи с пассажирами. Нужно было учесть и доставку людей на станции, размещённые на поверхности. Но проектировщики допустили ошибку, которая затянула сроки запуска скоростного трамвая.

На стройплощадке станции «Комсомольская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

– Проект соответствовал всем строительным нормам, которые применялись при возведении метро. Но никто не учёл конструктивные особенности трамвайных вагонов, закупаемых в Чехии. На их крышах размещался пантографный токоприёмник. И когда приближалась дата сдачи объекта в эксплуатацию, выяснилось, что после установки пантографов составы не помещались в туннели, – пояснял Михаил Зозуля.

Досадная недоработка проектировщиков остановила стройку. Понадобилось время, чтобы исправить ошибку. К работе были привлечены инженеры из Москвы и Санкт-Петербурга. И в Волгограде всё же была открыта линия скоростного трамвая. С учётом всех деталей, даже самых незначительных.

Обустройство эстакады для станции «Пионерская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Белая краска – для зрения

Пользоваться новым общественным транспортом волгоградцы начали в ноябре 1984 года. А спустя время выяснилось, что есть ещё одна проблема. На этот раз она была связана со здоровьем вагоновожатых.

Водители подвижных составов стали жаловаться на ухудшение зрения. Выход нашли просто: стены туннелей перед станциями покрасили в белый цвет. Это смягчило резкий переход от темноты к яркому освещению в момент выхода трамвая из туннеля. Обращения от вагоновожатых поступать перестали.

Возведение подземной части станции «Пионерская». Фото: МУП «Метроэлектротранс»

Сегодня скоростной трамвай – один из самых популярных видов транспорта в городе. Протяжённость линии метротрама составляет более 17 километров. Маршрут включает 22 станции, шесть из которых – подземные.

В настоящее время муниципалитет проводит масштабную реконструкцию линии СТ, которая станет лучше и современнее.

Автор: Евгения Иванова

Строительство подземной части станции «Пионерская» с видом на Астраханский мост. Фото: МУП «Метроэлектротранс»
Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

11:00, Здоровье

В Волгограде перинатальный центр №2 снял ограничения на посещения

10:42, Происшествия

О мощной вспышке на Солнце рассказали волгоградцам

10:20, Общество

Волгоградский паб высоко оценили любители пива со всей страны

09:54, Происшествия

Пьяный водитель насмерть задавил подростка под Волгоградом

09:40, Происшествия

В зоне СВО погиб сын главы сельского поселения под Волгоградом

09:21, Происшествия

Волгоградка рассказала, как пережила землетрясение в Таиланде

08:50, Общество

О погоде 29 марта в Волгограде рассказали синоптики

08:15, Общество

В Волгограде огнеборцы ликвидировали «пожар» на нефтебазе

07:45, Общество

Волгоградцам рассказали, что никогда не сделают полицейские

07:15, Общество

Что нужно делать 29 марта, чтобы забыть про несчастья

02:50, ЖКХ

Два района Волгограда останутся без света 29 марта

01:20, Общество

Синоптики рассказали волгоградцам о погоде 29 марта

00:40, Общество

Что нельзя делать волгоградцам 29 марта, чтобы не обнищать

28 Мар, Общество

2000 волгоградцев получили бесплатную юридическую помощь в 2025 году

28 Мар, Происшествия

«Скания» и «Ситрак» разбились на трассе под Волгоградом

28 Мар, Общество

В Волгограде продают два здания отделов охраны и ГАИ

28 Мар, Происшествия

Крупный пожар тушат под Волгоградом

28 Мар, Культура

В Волгограде состоится музыкальный фестиваль «Кубок Сталинграда»

28 Мар, Общество

Под Волгоградом появились еще две «Парты Героев»

28 Мар, Происшествия

Две легковушки столкнулись в Ворошиловском районе Волгограда

Календарь