Настоящее безобразие: как праздновали Рождество и Новый год в Царицыне
Волгоградский историк Роман Шкода рассказал «Городским вестям» о новогодних и рождественских традициях прошлых лет.
Бесовские сонмища и дьявольские прелести
Первые сведения о том, как праздновалось Рождество, пришли к нам из начала 18 века. Так, по словам Романа Шкоды, сохранился документ, а точнее челобитная о том, что в Царицыне во время Рождества творятся самые настоящие безобразия!
Напомним, тогда в Царицыне действовал духовный приказ, который ведал делами церковного управления и судопроизводства с подчинением Астраханскому духовному правлению.
И, как пишут в своей книге «Храмы Царицына, Сталинграда, Волгограда» Сергей Иванов и Василий Супрун, уже в 1717 году назначенный руководителем Царицынского духовного приказа протопоп Воскресенской соборной церкви Кондрат Иларионов обратился с челобитной в астраханское архиепископство. В докладной записке он извещал, что на Пасху, Рождество и Богоявление царицане время «проводили в бесовских сонмищах, творили по дьявольской прелести со смехотворением кощунства, между себя наряжались, водили бесовую кобылку. В таких позорищах многие впадали в блуд».
Что же такого страшного творили царицане? В общем-то ничего. Просто популярен был еще дохристианский древний обычай, когда шутки ради, два мужика покрывались сверху полотном, а впереди к ним палочкой приставлялась морда лошади.
- Такой «кобылкой» они так и ходили так среди толпы. Сверху садился еще один мужик. И так троица перемещалась по дворам, где устраивала разные представления. Мужикам за это дарили сладости или деньги, - объясняет краевед.
Сейчас это кажется смешным, но в 18 веке это вызывало огромное возмущение духовенства. Тем более что во время этих игрищ, люди забывали о богослужениях в церквях.
Впоследствии при церквях Царицына стали создаваться общества трезвости и все пришло в порядок. Древние обычаи постепенно сошли на нет.
Кто такой Иван Елкин?
Как мы знаем, первые елки, как атрибут рождества и нового года, появились при царе Петре Первом, который подсмотрел этот обычай за границей. Но с его смертью традиция на время была забыта.
- Очень долгое время, почти столетие до начала 19 века елки в домах и общественных пространствах не наряжали и вообще не ставили. Но! Было одно исключение. Елки ставили в кабаках и трактирах. С целью, как сейчас бы это назвали, маркетингового приема, - рассказывает Роман Шкода. – В питейных заведениях их ставили перед входом или над ним.
Поэтому елочки зеленые очень долго ассоциировались, не с добрым семейным праздником, а с пьянством. Пьяного человека так и называли в народе «Иван Елкин».
Лишь в 1828 году начинает появляться традиционная и знакомая всем россиянам елка. Тогда императрица Александра Федоровна - жена Николая Первого приняла решение поставить во дворце праздничную, рождественскую, елку для детей и племянников императорской четы. После зеленую красавицу начали устанавливать в богатых домах, а потом традицию подхватили и все остальные.
Рождество и Новый год для царицан проходили на Скорбященской площади, в наше время - это пространство Комсомольского сквера, территория у НЭТа и площади Павших борцов.
Елочный шар стоил почти как брильянт
Елочные базары проходили на барных площадях, которых в Царицыне было всего две. Одна находилась на территории за современным универмагом в Центральном районе, а другая там, где сейчас находится Ворошиловский ТЦ.
- Елки тогда ставили большие, 5-6 метровые! Изначально ёлочных игрушек не было, даже самых простых, деревянных. И лишь в 1860-70 годы появилась традиция украшать хвойную красавицу, - говорит краевед.
Игрушки были самые простые – картонные, из папье-маше, баранки, конфетки. В домах побогаче появилась первая мишура, свечи.
А вот стеклянных игрушек практически и не было. В России их просто-напросто не выпускали. Первые отечественные стеклянные игрушки начали производить лишь в начале 20 века, но стекло было настолько толстым, что ветки под такими шарами прогибались и ломались. Самые дорогие и тонкие стеклянные игрушки делали в Германии. Но стоили они дороже ювелирных украшений. Стоимость набора шаров для елки доходила до 200 рублей. Для сравнения рабочий получал примерно 20 рублей в месяц. Поэтому стоимость игрушек в пересчёте на сегодняшние деньги была сопоставима со стоимостью среднего автомобиля.
Кто подарил царицынским детям рождество?
Купец Александр Репников - это первый человек, который по своей инициативе начал устанавливать городскую елку. Причем елка стояла не на площади, а у него дома. Двери дома в праздничные дни были открыты, и любой ребенок мог прийти и получить подарок.
Наряжали елку в доме купца только конфетами и сладостями. И хотя Репников мог позволить себе самые дорогие игрушки, но сделано это было умышленно.
- Дело в том, что дети приезжали из отдаленных мест, например, с Ельшанки, на тот момент она находилась за чертой Царицына. И дети шли пешком, а иногда выбирали одного ребенка-делегата, который шел за подарками с елки для всех ребят. Так происходило, потому что на тот момент зимней одежды на всех детей не всегда хватало, и они могли носить ее по очереди, - поделился Роман Шкода, отметив, что некоторые дети приходили к Репникову и по два-три раза за подарками. Им не запрещали и не отказывали в получении сладостей.
У Репникова был даже специальный слуга, в чью задачу входило наряжать елку и дело это приходилось по нескольку раз в день.
Где продавались новогодние и рождественские открытки
Это был писчебумажный магазин "Труд", расположенный на ул. Московской, в наше время Аллея Героев. Там продавались самые разные открытки собственного производства с видами города и тематические, в том числе новогодние и рождественские.
- Когда я разглядывал эти открытки, то заметил какой акцент делался именно на сам праздник. В основном были изображены подарки, дети, Дед Мороз, елка, - говорит Роман Шкода.
А как отдыхали?
Были популярны колядования, люди славили Рождество, ходили друг к другу в гости. А еще в то время были распространены кулачные бои, в том числе и на льду. В основном они проходили в районе акватории Волги, где сейчас расположены Волжские паруса.
Как правило, в праздничные дни не работали, хотя официального выходного не было. Работали в основном только на заводах.
- В 1922-23 годах, когда начались гонения на Рождество и православие, под запрет попала и елка. Коснулось это и Царицына, где антиелочная кампания наблюдалась до середины 30-х годов. Ситуация была переосмыслена и с середины 30-х годов вернулась новогодняя елка, которая по стилю не отличалась от до революционной. Но, конечно, некоторые традиции уже изменились, - заключил волгоградский историк Роман Шкода.