Среди волгоградцев ищут тех, кто позировал известному художнику Виктору Лосеву
В этом году фестивалю «Извините, Вы не видели Лосева?» исполняется семь лет.
Фестивалю «Извините, Вы не видели Лосева?» – семь лет. В седьмой раз художники из разных городов страны и зарубежья встретятся в Волгограде, чтобы создать произведения искусства, посвященные актуальным темам современности. «Городские вести» попытались разобраться: в чем феномен фестиваля и художника, давшему событию свое имя? Какие еще секреты хранит биография Виктора Лосева?
Сила мифа
В течение семи лет в Волгограде состоялись 19 выставок живописи и графики Виктора Лосева (1926 – 1995): портреты горожан, зарисовки повседневной жизни, пейзажи – написанные на пленэре. Имя и творческое наследие забытого художника возвращены горожанам. Он стал genius loci Волгограда. С 2016 проходит международный фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?»: ежегодно, в середине мая, профессиональные художники и любители выходят на улицы, чтобы создавать произведения искусства, воспроизводя и развивая лосевскую модель взаимодействия художника и города. На набережной Волгограда даже появилась скульптурная композиция – Виктор Лосев с этюдником в процессе творчества, ставшая излюбленным местом фотосессий.
– Виктор Лосев никогда не создавал произведения на заказ, – говорит основатель и первый куратор фестиваля Дмитрий Грушевский, – он творил то, что его вдохновляло в данный момент, не отвлекаясь на суету повседневности.
Большинство произведений он создал в пяти точках Волгограда: Сквере им. Саши Филиппова, на Центральной набережной, на улице Мира, на улице Краснослободской, где жил до получения квартиры, и во дворе многоэтажного дома по адресу Бобруская 2 – после. Жители дома помнят этого отреченного от мира человека, восторженно дублирующего на холстах и картоне окружающий мир. В Музее Виктора Лосева хранятся фотографии, сделанные неизвестным мастером. Например, эта:
Правда, детей окружающих художника (сегодня им 45 – 60), исследователям творчества художника разыскать пока не удалось.
– В основе живописного метода Виктора Лосева – импрессионистское видение мира, – утверждает искусствовед Татьяна Гафар, – Художник сознательно и последовательно претворял в творчестве не только приемы импрессионизма, но и его идейные ценности. Поэтому в его пейзажах, в первую очередь – городских – прозаические мотивы освобождались от повседневной повествовательности и обогащались поэтическими интонациями, основанными на восторге от увиденного.
Телепродюсер и публицист Анна Закарян в рецензии на книгу Татьяны Гафар «Виктор Лосев», опубликованную в журнале «Неприкосновенный запас», акцентирует внимание на том, что в послевоенные годы художник был, если можно так выразиться, арт-терапевтом города: «…Он пережил обстрелы, бомбежки и разрушение города, в котором родился и вырос. На фронте потерял брата и, вероятно, поэтому стал одним из немногих послевоенных художников СССР, отказавшихся от романтизации войны, изображения сцен, в которых люди убивают друг друга. Воины на его холстах и картонах изображены исключительно в моменты встреч с близкими, застолий, мирной практики».
Он писал горожан в состоянии ненапряжённости – загорающими на берегах Волги, купающимися, играющими, читающими, пьющими вино. Чаще его
моделями становились студентки, выполнявшие домашние задания на пляжах и в парках послевоенного города.
Художник и музы
Первая, после двадцатилетнего забвения, выставка-блокбастер Виктора Лосева – «Муза № 26. Художник и его модели» открылась 6 марта 2016 накануне
международного женского дня. Она предлагала две переплетающиеся сюжетные линии. Первая – история с уничтожением живописи Виктора Лосева в 1969, которая сделала художника знаменитым в СССР и стала со временем городской легендой. Вторая – совместное творчество художника и моделей.
Виктор Лосева творил на пленэре, т.к. в силу бедности и свободолюбия, не имел мастерской. Оконченные произведения хранил в подвале магазина «Химреактивы» – по договоренности с директором торгового предприятия. Но в мае 1969 директор, решив освободить помещение для других нужд, не уведомив художника, распорядился вывезти живопись на свалку и сжечь. Так погибли примерно 300 полотен, созданных мастером с начала творческой деятельности.
Историявызвала резонанс. Виктор Лосев получил около 5 000 писем с возмущением и поддержкой от граждан всех республик СССР. Городская легенда утверждает, что момент гибели полотен стал для него переломным. Он решил писать исключительно миниатюры, и дарить их горожанам – в надежде, что в семьях волгоградцев они сохранятся наверняка.
Быль несколько прозаичнее.
– В то время граждане СССР, как и сам живописец, переселялись из частных домов в малометражные квартиры, так называемые «хрущевки», которые массово возводились после выхода 4 ноября 1955 года совместного постановления Центрального Комитета КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», – рассказывает хранитель Музея Виктора Лосева Марина Сулаева, – и художник, обладавший, выражаясь современным языком, навыками троллинга, говорил, что искусство должно быть соразмерно среде обитания – в маленькой комнатке уместны именно миниатюры.
В любом случае, до 1995 живописца знали практически все жители центральной части города, считали живой городской достопримечательностью. «Извините, Вы не видели Лосева?» – спрашивали они друг друга, если не видели мастера с этюдником в привычных местах.
Иногда он уезжал из города. Летом – писать ландшафты Волго-Ахтубинской поймы и хутор Сахарный, где жили его родственники. Зимой – провести время в компании друзей в Доме творчества «Художник» города-курорта Горячий Ключ. Свои труды Лосев старался продавать либо обменивать у горожан на необходимые для жизни и творчества предметы: еду, одежду, кисти, краски и холсты. Дарил редко – только понравившимся моделям – позировавшим ему девушкам.На выставке «Муза № 26. Художник и его модели» были показаны живописные портреты двадцати шести девушек, написанные художником с 1951 по 1978. Семь из них на время экспозиции кураторам передали сами девушки, ставшие к 2016-му году бабушками.
Благодаря выставке нашлись еще две модели: библиотекарь Ольга Городнова – «Читающая девушка», написанная в сквере им. Саши Филиппова в 1973 и
доцент Волгоградского государственного технического университета Евгения Дербишер, которую узнали в одной из 26 девушек студенты.
Поиски девушек Виктора Лосева продолжаются.
А Вы сами-то видели Лосева?
В 2015 проект стал победителем XII грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музей и местное сообщество», что позволило провести исследование, информационную компанию, разыскать рассредоточенные по волгоградским семьям произведения Виктора Лосева, создать линейку новых городских событий.
15 мая 2016, в месяц гибели ранних произведений художника и, одновременно, его второго рождения, приехавшие в Волгоград из разных стран и регионов России художники вышли на улицы, чтобы писать с натуры город и его жителей– так, как это делал Виктор Лосев, создавать произведения искусства en plain air, используя классические и современные техники. Тогда стало понятно, что творчество художника интересно горожанам, а фестиваль имеет потенциал ежегодного городского события.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что имя Виктора Лосева, его творческое наследие, возвращены в культурологический дискурс города, региона и
страны. Отсюда – его востребованность.
Но белые пятна и секреты остаются…
Во-первых, не удалось найти следы творчества Михаила Давыдова, первого биографа художника.
Михаил Давыдов написал предисловие к альбому «Виктор Лосев» - первому изданию о художнике, вышедшему в 2001 в издательстве «Страница2». Искусствовед Ирина Басова рассказывала, что он же написал поэму о художнике, которая была опубликована во втором номере газеты «Городские вести», который, к сожалению, не сохранился ни в архиве, ни в библиотеках. Писатель Юрий Беледин рассказывал, что Михаил Давыдов начал писать и книгу о Викторе Лосева, собрал много материалов….
Пока следов и трудов этого человека найти не удалось.
Потерялось личное дело художника, хранившееся в региональном отделении Союза художников России. Известно, что Виктор Лосев учился в Саратовском художественном училище имени А. П. Боголюбова, в которое поступил в 1946. Диплома и других сведений об окончании училища найти не удалось.
Из архива телерадиокомпании «Волгоград-ТРВ» чудесным образом исчез главный документ, проливающий свет на жизнь и творчество Виктора Лосева – документальный фильм «Живет такой художник», созданный в 1970 журналистом Любовью Богатовой и режиссером Виталием Меньших.
PS. Поиски продолжаются. Если Вы располагаете сведениями о жизни и творчестве Виктора Лосева – пишите на e-mail: emmatika@list.ru