И два века назад царицынские власти прилагали немалые усилия для улучшения образования подрастающего поколения.
В конце июня наши выпускники прощаются со школой. А раньше, наоборот, в это время они только начинали учебу. Как рассказал в своем исследовании об истории Царицынской городской Думы известный волгоградский краевед Александр Материкин, 30 июня 1808 г. по инициативе местного купечества и мещан было заключено условие между Думой и отставным сержантом Власовым относительно обучения им детей царицынских граждан.
Первый учитель
Согласно этому договору, сержант брал на себя следующие обязательства: обучать российской грамоте детей царицынского купечества и мещан «сколько оных набраться может 1-е читать, 2-е писать прописью цифирный щет, 3-е арифметика в четырех частях».
Обуславливалось, что как мальчиков, так и девочек сержант Власов будет учить «равномерно со всяким старанием и усердием, преподавать им все способы к усовершенствованию наук». Ленивых же исправлять дозволенными способами. Наказание лозами делать только с позволения родителей. Но «отнудь не увечить и в собственные послуги их не употреблять, а непослушливых же и совершенно развратных объявлять Думе и родителям».
Учили тогда не так, как сейчас, а только в летние месяцы с 7 до 11 часов и в послеобеденное время с 3 до 7 часов вечера. Остальное время определялось для обеда и «препровождения в пристойных учреждениях» с требованием, чтобы дети были удалены от «непристойных зрелищ, гульбищ и между собой шаловства».
Предполагалось, что в свободное время учитель будет занимать детей прогулкой в поле. Ему надлежало также «вкоренять в каждого страх Божий, склонять к добродетели и правде, в воскресные и табельные дни по повторении изученного отпущать в храм для слушания литургии». Учитель отвечал за то, чтобы дети «не обращались к праздности». Оговаривалось, что учебные занятия продолжатся не менее года, а по окончании их Власов выдаст детям аттестат.
Педагогический труд городская Дума оценила в 150 руб. в год, «которые принимать с распискою в книге по истечении каждой трети из общественной суммы, более же сего платы ни от кого не требовать и скрытными способами не вынуждать, разве сам кто из родителей на сие решится добровольно».
Кроме того, царицынская Дума обязана была выделить дом для проживания учителя и проведения самих занятий, а также необходимое количество столов, скамей, учебных книг, чернил, перьев, аспидных досок и других принадлежностей. Родительский же долг — отпускать детей «в положенное время одетых и прибранных по возможности».
О результатах соглашения осталось немного сведений. Однако сохранился рапорт-отчет сержанта Власова о состоянии его училища за первую треть года, из которого ясно: обучение проходили 26 мальчиков и 7 девочек. В представленной тут же ведомости указывалось, что такие-то ученики совершенствуются в чистописании. Были перечислены отметки по арифметике (сложение и вычитание), знание псалтыря и сокращенного катехизиса.
Царицын отстал от Камышина
Историки предполагают, что училище Власова стало предвестником первого приходского училища, открывшегося в Царицыне 19 сентября 1815 г. Ведь использовалась та же методика обучения. Возможно, что сам сержант Власов преподавал здесь же, а его ученики составили костяк нового учебного заведения. Правда, «уважив в полной мере нужду просвещения юношества», Царицын отстал от Камышина, где приходское училище было открыто ранее.
В успешном развитии царицынского образования надо отметить роль городского головы Н. Ершова. Он пожертвовал для училища свой дом на Большой улице, «удобный и весьма вместительный», стоимостью 1500 руб., площадь которого была достаточна для обучения юных жителей города. Уже в первый год в училище поступил 51 ученик из разных сословий. Жители города сразу же пожертвовали в пользу учебного заведения 1190 руб.
В доме Ершова имелись мужской и девичий классы, учительские передняя и зала, спальня, кухня, людская, амбар и конюшня. Помещения хорошо отапливались. Сам владелец дома пожелал быть смотрителем (надзирателем) училища, а учителем стал уволенный духовным ведомством студент богословия Петровский.
Бескорыстный шаг Н. Ершова был замечен земляками. Министерство народного просвещения выразило городскому голове «особенную признательность».
«… Едва ли не самый серьезный вопрос»
В течение всего XIX века городские власти уделяли внимание культуре и образованию, поднимая их на новую ступень. В 1864 г. на одном из заседаний городской Думы подняли вопрос об учреждении в Царицыне мужского и женского училищ. Но этим дело и ограничилось.
Однако шло время. Грязе-Царицынская железная дорога, прошедшая через город, помогла расширить торговую деятельность и преобразить Царицын. Менее чем за 8 лет население города удвоилось и составляло почти 8,5 тыс. чел. При этом уровень грамотности оставался прежним.
В декабре 1872 г. на заседании городской Думы вновь был поднят этот злободневный вопрос. Тогдашний городской голова И. Мельников утверждал: «В настоящее время едва ли не самый серьезный вопрос для нашего города есть вопрос о народном образовании. Застой этого дела происходит не от нежелания учиться, а от того, что негде учиться, что существующие в Царицыне мужские школы не удовлетворяют уже более своему назначению и что, наконец, здесь вовсе нет школы для девочек».
Последствием такого ненормального явления, подчеркивал Н. Мельников, стало то, что значительная часть коренного населения города или вовсе безграмотна, или грамотна настолько, что едва в состоянии подписать свое имя. Женщины же в большинстве совсем безграмотны.
Вывод печален: «Нет ничего удивительного, что все более или менее крупные торговые дела нашего края находятся в руках иногородних. Все более видные должности на железных дорогах и в различных учреждениях заняты людьми пришлыми. На долю коренного населения Царицына остается только ордынская торговля да прасольничество». (От слова «прасол» — оптовый скупщик скота и других припасов для перепродажи.)
Чтобы исправить ситуацию, городской голова предложил учредить в Царицыне четырехклассное мужское училище (впоследствии ставшее Александровской мужской гимназией) и трехклассную женскую прогимназию (впоследствии ставшую Мариинской женской гимназией).
Речь городского головы убедила Думу, которая единогласно постановила: не упраздняя существующего на средства города приготовительного класса, обратиться с ходатайством об учреждении в Царицыне предложенных учебных заведений. Думцы тут же поручили управе составить дополнительную смету на расходы по их содержанию.
Анна ЖЕЛЕЗНЯК.