Внук легендарного маршала, Владимир Чуйков приехал в Волгоград и рассказал о том, каким он помнит своего героического деда.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1epiadr.e75ll.jpg)
Февраль – особенное время года для Волгограда. 2 февраля не только в городе на Волге, но и во всем мире, отмечается знаменательное событие – день разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Одним из ключевых военачальников Великой Отечественной войны, сыгравший решающую роль в Сталинградской битве, которая стала переломным в кровопролитной войне, стал Василий Иванович Чуйков. 12 февраля исполняется 125-летиние со дня рождения легендарного полководца.
Сегодня, 11 февраля, в Волгоград прибыли потомки прославленных маршалов, ковавших победу в Великой Отечественной войне – внук Василия Чуйкова – Николай Чуйков, и внук Ивана Баграмяна, его тезка – Иван Баграмян. Они встретились с юнармейцами и учащимися Волгоградского лицея имени Гагарина, где посетили школьный музей и провели для ребят открытый урок, посвятив его памяти героев Великой Отечественной войны.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1pkfueb.rq2.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-15c0jdg.sbry.jpg)
Чуйков дал клятву
Летом 1941 года немецко-фашистские войска начали массированное наступление на южном фронте, и в первую очередь под удар армии Паулюса попал Сталинград. Гитлеровские войска рассчитывали захватить Сталинград и перерезать стратегические коммуникации Советского Союза, но советские войска оказали отчаянное сопротивление. В сентябре 1942 года Василий Чуйков был назначен командующим 62-й армией, которая обороняла город. Он дал клятву удержать Сталинград любой ценой, даже если придется погибнуть вместе с ним. Несмотря на тяжелые потери, его армия выстояла в условиях ожесточенных уличных боев, которые шли за каждый дом, за каждую улицу.
Одна из главных заслуг Чуйкова – разработка тактики «ближнего боя», которая позволила нивелировать преимущество немецкой авиации и артиллерии. Советские войска максимально сближались с противником, заставляя его вести бой на короткой дистанции, где преимущество переходило к советским солдатам. В ожесточенных уличных сражениях родились новые тактические единицы – штурмовые группы, состоявшие из взвода или роты пехоты. Они действовали неожиданно для врага, стремительно проникая в здания и уничтожая немецкие гарнизоны. Командный пункт Чуйкова располагался на стратегически важной высоте – Мамаевом кургане, который неоднократно переходил из рук в руки. Оборона этой позиции стала символом стойкости советских войск.
В ноябре 1942 года началась операция «Уран» – контрнаступление советских войск, в ходе которого была окружена и разгромлена 6-я армия Паулюса. 2 февраля 1943 года немецкие войска в Сталинграде капитулировали, что стало началом коренного перелома в войне. За успехи в битве Чуйков был награжден орденом Суворова I степени, а его армия была преобразована в 8-ю гвардейскую, что подчеркивало ее боевые заслуги.
После победы под Сталинградом войска Василия Чуйкова участвовали в Изюм-Барвенковской, Донбасской, Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской операциях, форсировали Северский Донец и Днепр. 27 октября 1943 года он получил звание генерал-полковника.
В 1945 году Чуйков командовал штурмом Берлина, где смог применить опыт городских боев, полученный в Сталинграде. Его части вместе с войсками других армий в короткий срок разгромили силы противника. Именно на командном пункте Чуйкова генерал Вейдлинг подписал приказ о капитуляции гарнизона Берлина.
После войны Чуйков продолжил службу и в 1955 году стал Маршалом Советского Союза. Он был похоронен на Мамаевом кургане в Волгограде, где установлен мемориальный комплекс в честь героев Сталинградской битвы. Его тактические решения и личное мужество навсегда вошли в историю как пример героизма и военного искусства.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-15s9zkd.vo2h.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1lc29cg.bnm8k.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-qb2l7w.49a.jpg)
«Василий Чуйков любил Сталинград…»
Николай Чуйков – внук прославленного полководца не в первый раз приезжает в Волгоград.
- Вы знаете, все солдаты, которые участвовали в Сталинградской битве, которые прошли и выдержали Сталинградскую битву, они все герои, - говорит Николай Чуйков. – Так считал Василий Иванович Чуйков, так считаю и я.
Теплая встреча в лицее №5, где почетных гостей – Николая Чуйкова и Ивана Баграмяна ждали юнармейцы, школьники, педагоги, началась с традиционной солдатской каши. Во внутреннем дворе лицея развернулась полевая кухня, а рядом – выставка современно военного оружия. Гости отведали каши и обратили внимание на тот факт, что воспитание школьников ориентировано на патриотизм, на любовь к родному городу с героическим прошлым.
- Василий Чуйков всегда испытывал глубокую любовь к Волгограду и его жителям, - рассказал Николай Владимирович, - мне очень приятно, что здесь сохраняют память о моем деде. Он всегда старался помогать людям, особенно если узнавал, что они из Сталинграда. Он гордился тем, что именно сталинградцы дошли до Берлина. Мне было бы очень грустно, если бы я приехал сюда и увидел, что волгоградцы забыли свои корни и историю. К счастью, этого не произошло. Я искренне благодарен всем, с кем мне довелось пообщаться здесь, и я рад, что память о тех событиях и о моем деде жива. Огромное спасибо и низкий поклон всем за это!
Николаю Владимировичу – 64 года. Он учился в Суворовском училище, в высшем командном общевойсковом училище, в Российской академии народного хозяйства при Президенте РФ. Живет в Москве. В 2002 году он основал Фонд поддержки ветеранов войны и спорта, развития детско-юношеского спортивного движения имени маршала В. И. Чуйкова с целью реализации патриотических проектов, а также организации детских спортивных мероприятий. Фонд занимается изучением, сохранением, популяризацией историко-культурного наследия России на территории РФ и за пределами страны. Он также развивает российско-китайские отношения и дружеские связи между двумя государствами.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-jtc6uf.ccyae.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-dvyse9.zfvt.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-ycqidp.8r1bp.jpg)
«Дед никогда не проигрывал…»
Все, чем сейчас занимается Николай Чуйков, связано с именем его героического деда. Он несет в массы память о нем, о его героическом прошлом. Волгоград для Николая Чуйкова – особенный город. Так же, как и его дед, он искренне любит волгоградцев.
- Меня часто спрашивают, каким был дед, как он в столь юном возрасте, когда ему было всего 19 лет, командовал полком, - вспоминает Николай Владимирович, - он проявил себя как исключительно смелый и талантливый командир, благодаря чему ему доверили командование.
В 19 лет ни один из прославленных полководцев – ни Жуков, ни Рокоссовский, ни Конев – даже близко не подходил к командованию полком. О Чуйкове можно судить и по его наградам. В годы Гражданской войны он был удостоен двух орденов Красного Знамени, которые считались одними из высших наград СССР и приравнивались к званию героя Гражданской войны. Таким образом, у Чуйкова было два таких ордена, а также золотое именное оружие, врученное ему Фрунзе, и золотые часы «Омега» от ВЦИК ВКП(б). Кстати, ярким примером его отваги может служить один случай: во время Гражданской войны он вместе с адъютантом в пургу случайно врезался в колонну белогвардейцев. Что сделал бы на его месте любой другой человек? Инстинкт самосохранения подсказал бы отступить обратно в пургу и скрыться, пока не поздно – тем более что их было всего двое!
- Но дед бросился в бой и лично зарубил около 18 белых офицеров, - говорит Николай Чуйков. - К счастью, их с адъютантом вовремя выручила подоспевшая разведка. Вот такой боевой дух был у Чуйкова! Он был поистине бесстрашным человеком, даже слишком бесстрашным. В Сталинграде Чуйкову пришлось командовать уже не полком, а целой армией. И он также постоянно находился на передовой. И не только там, но и в последующих сражениях. Он всегда стремился быть на переднем крае, в гуще событий.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-ypct22.fr2l.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1k5qcil.aj2t.jpg)
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1oxgdar.d5n2.jpg)
Николай Васильевич повторяет девиз своего деда, Василия Ивановича Чуйкова – никогда не проигрывать. В Сталинграде все контратаки Чуйков планировал заранее, и всегда верил в победу. После завершения Сталинградской битвы 62-я армия, которая позже была переименована в 8-ю гвардейскую, фактически была расформирована, а ее личный состав распределен по другим воинским частям.
- Это решение было принято с целью передачи бесценного боевого опыта, приобретенного в ходе Сталинградской битвы, другим подразделениям советских войск, - говорит Николай Владимирович.
Командование отдало распоряжение использовать этих опытных бойцов преимущественно во втором эшелоне при обороне, а во время наступательных операций, особенно при штурме ключевых объектов, их ставили в первый эшелон. На практике так и происходило. Для командующего армией Василия Чуйкова было крайне важно поддерживать близкий контакт с противником, постоянно наблюдать за ним и взаимодействовать с ним. Это было одним из его главных принципов в ведении боевых действий.
- Что касается вопроса о том, был ли Чуйков ранен в ходе Сталинградской битвы, то ответ отрицательный, - говорит Николай Чуйков - За все время сражения он не получил ни одного ранения.
Однако один случай едва не стоил Василию Ивановичу жизни. Во время облета позиций над Сталинградом на самолете, его машина была атакована немецким «Юнкерсом». Самолет был подбит и буквально развалился на две части. Чуйкову чудом удалось выжить – он отделался лишь шишкой, но этот инцидент мог закончиться трагически.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1psrvdo.bakli.jpg)
«В храме он молча стоял у мощей Сергия Радонежского…»
Василий Чуйков, несмотря на высокие звания и партийную принадлежность, оставался человеком, верным своим убеждениям. Даже став Маршалом Советского Союза и членом коммунистической партии, он не отказался от своей веры. Его внук рассказал, что Чуйков тайно посещал церковь, иногда беря с собой и его.
- Чтобы не привлекать внимания, он не пользовался служебной машиной, а вызывал другого водителя , - вспоминает Николай Владимрович. - И они ехали в Сергиев Посад, где Чуйков заходил в храм, смотрел на иконы и подходил к мощам Сергия Радонежского. В церкви он не крестился, чтобы не выдать себя. Но долго стоял у мощей Сергия Радонежского.
Вера Чуйкова была унаследована от матери, которая сыграла важную роль в сохранении Никольской церкви. Когда большевики планировали ее взорвать, она, будучи старостой храма, отправилась к Сталину с просьбой сохранить святыню. Ее усилия увенчались успехом, и церковь осталась нетронутой. Позже она снова поехала в Москву, на этот раз к Калинину, чтобы добиться разрешения на проведение богослужений.
Возможно, ее молитвы были услышаны: все восемь ее сыновей, воевавших на фронте, вернулись домой живыми.
![](/files/1/2025/187633-2025111-14272-1mkqso9.xj8z.jpg)
«Он просил похоронить его в Сталинграде…»
Василий Чуйков завещал похоронить себя на Мамаевом кургане, рядом с теми, кто пал в боях за Сталинград.
- Чуйков часто приезжал в Сталинград, позже переименованный в Волгоград, где встречался с ветеранами, - вспоминает его внук. - Его прибытие на спецвагоне всегда становилось событием: на перроне его встречали толпы горожан со слезами на глазах. Первым в вагон заходил Яков Павлов, секретарь райкома партии, они обнимались с Чуйковым, а затем выходили к людям. В более молодые годы ветераны даже подхватывали его на руки и выносили из вагона. Его любили за то, что те 200 дней он провел с ними там, в окопах…
Многие встречи проходили на Мамаевом кургане, где Чуйков был главным военным советником при строительстве мемориального комплекса. После его смерти возник вопрос о памятнике, но боевой товарищ Василий Зайцев сказал: «Памятник Василию Ивановичу уже стоит – это монумент «Стоять насмерть!».
И если говорит на чистоту, то действительно - многие отмечают, что образ воина на этом памятнике удивительно напоминает самого Василия Ивановича Чуйкова, который на века запречатлен в камне.
Ранее "Городские вести" писали о том, как врач и краевед из Тверской области нашел в Волгограде родных погибшего в Великой Отечественной войне сталинградца.