Волгоград, 29 ноября. 27 ноября российские оценщики отметили свой профессиональный праздник. Наработав с 1994 по 1996 гг. солидный объем в области оценки, на совете директоров приняли решение о создании многопрофильной консалтинговой компании «Отечество». Сегодня компания работает в 25 регионах нашей страны, география ее деятельности охватывает территорию от берегов Волги до Дальнего Востока. По данным журнала «Эксперт», ЗАО «Отечество» входит в число крупнейших консалтинговых компаний России.
О первых шагах в бизнесе, о том, через какие трудности пришлось пройти коллективу, о секретах успеха и перспективах развития рынка оценочных услуг наш корреспондент побеседовал с генеральным директором ЗАО «Отечество» Русланом Бородиным.
Хочешь преуспевать — спеши учиться!
— Руслан Викторович, в 1997 г., когда нужно было выполнять огромные объемы в области оценки, а профессия оценщика только появилась, где набирали специалистов?
— Обучались сами, зарубежную методологию адаптировали под наши задачи. Солидную методологическую помощь, поддержку и обучение получали от общественной организации «Российское общество оценщиков», которое организовывало тогда семинары, «круглые столы», где и удавалось стыковать практику с методологией. Обучаться надо было быстро, не только из-за того что основное время нужно было отдавать работе, но также потому, что рынок консалтинговых услуг развивался стремительно и уже на первом этапе среди оценщиков была ощутимая конкуренция.
— Чем тогда занимались?
В начале 90-х гг. из-за гипер-инфляции возникла необходимость корректировать балансовую стоимость активов, в частности основных средств. Львиную долю объема услуг оценочных компаний в середине и конце 90-х занимали услуги по переоценке имущества.
Естественные экономические процессы в нашей стране — приватизация, реструктуризация, реорганизация, банкротство предприятий, купля-продажа и сдача в аренду активов и пр. — значительно расширили круг задач перед оценщиком. С 1998 г. и по настоящее время оценочная деятельность далеко ушла от методик переоценки активов и заняла основное место в формировании рыночных отношений.
— Как создавали клиентскую базу?
— На начальном этапе было, наверное, как у всех. Где-то рекламное объявление в газете, где-то личные связи и знакомства с руководителями предприятий, по-разному. Для поиска клиентов был создан отдел, в котором специалисты брали в руки большие телефонные справочники, обзванивали предприятия, выезжали к ним на переговоры, на которых мало-мальски доступным языком объясняли необходимость переоценки основных средств. Тогда, по-моему, все были увлечены производственными процессами и в меньшей мере обращали внимание на экономические результаты предприятия. Мы не ограничивали себя Волгоградским регионом, предлагали свои услуги и в Чите, и в Надыме, Колыма тоже была не предел. И этот подход себя оправдал. Солидная клиентская база, основу которой составляли крупные нефтегазовые и энергетические компании, а также госкорпорации, обеспечила нам защиту от неблагоприятных экономических спадов. Даже в период кризиса 2008 г. мы чувствовали себя относительно уверенно.
— Кризис сильно ударил по вашей отрасли?
— Сильно. Объем заказов уменьшился, но мы выстояли, поскольку был наработан опыт участия в конкурсах, аукционах, прочих видах торгов по нашей тематике. Подготовлена материальная база для участия в этих мероприятиях.
Не бояться ставить большие цели
— Вы сразу начали работать с крупными компаниями или это были небольшие предприятия?
— Чтобы занять свою нишу на новом рынке, надо не бояться ставить большие цели. Иначе это сделают другие. В 1997 г. нам удалось наладить контакты с предприятиями «Газпрома» и «Лукойла». Нашими заказчиками были «Волгоградэлектротранс», управление Федеральной почтовой связи Волгоградской области, «Волгоградбиосинтез», «Волгоградский тракторный завод», «Волгоградэнерго»,«Волжская ТЭЦ-1», «Ухтинский завод лесного машиностроения», ОАО «Колымаэнерго» — всего порядка 25 крупных предприятий. В 1999 г. к этому перечню добавился еще ряд дочерних структур «Газпрома». В 2003—2006 гг. мы активно участвовали в реструктуризации РАО «ЕЭС России». Нашими партнерами стали «Уралэнерго», «Южэнерго», «МЭС Сибири» и «МЭС Северо-запада», «Волгоград-энерго», ОАО «Костромаэнерго» и другие дочерние структуры РАО «ЕЭС России». В 2006—2008 гг. наш клиентский портфель пополнился целым рядом крупных волгоградских предприятий. Перед кризисом 2008 г. своего пика достигла ипотека, и мы активно занимались оценкой жилья. Ипотечный бум продолжался до сентября 2008 г., и это было золотым временем для оценщиков. В 2009—2011 гг. к нашим заказчикам добавились компания «Лукойл», «СУАЛ» — филиал «ВгАЗ-СУАЛ», «МРСК», ряд других крупных энергетических, транспортных и строительных компаний. И, конечно, госкорпорации продолжали обеспечивать нас заказами.
Заказчики нужны всегда!
— Какие у ЗАО «Отечество» перспективы в Волгоградской области?
— Все, что связано с оценкой муниципального имущества, и не только. У нас огромный опыт по оценке теплосетевого хозяйства городов разных федеральных округов России. Мы успешно работаем с профильным департаментом мэрии Волгограда, участвуем в электронных торгах. В настоящее время ряд крупных промышленных предприятий проходит стадию реструктуризации, а значит, наши услуги востребованы. С руководителями этих предприятий мы ведем переговоры.
— А ипотека?
— Перспективы ипотечного рынка сегодня довольно туманны, и многие эксперты опасаются давать прогнозы на 2013 г. Казалось бы, трудные времена прошли, система приходит в себя, однако многие еще боятся того, что новый виток нестабильности обрушит мечты о собственном жилье. В этом году спрос на ипотечные кредиты в России сохранялся довольно высоким, однако интерес потребителей к подобного рода займам пока значительно слабее, чем до кризиса.
— В настоящее время у вас есть проблемы с поиском заказчиков?
— Проблем нет. У нас много работы. Но это не означает, что надо перестать искать заказчиков. Чтобы обеспечить стабильное будущее компании, клиентский портфель надо пополнять и обновлять постоянно.
— На будущее компании смотрите с оптимизмом?
— Конечно! Рынок услуг оценщиков продолжает расти и расширяться, главное всегда быть на виду. Без услуг оценщика крупным компаниям не обойтись.
— Какие сильные стороны ЗАО «Отечество» вы бы отметили?
— Большой опыт по проведению оценки, непрерывное профессиональное образование наших сотрудников, твердое следование принципам независимости. И уверенность в завтрашнем дне благодаря партнерству с крупными компаниями.
— У вас дружный коллектив?
— Безусловно, коллектив отличный! Профессиональные сотрудники, мои дорогие коллеги — то, чем можно гордиться. Это не имеет цены! Говорю вам как оценщик (смеется).
— А еще, что не имеет цены?
— Относительно всего — все имеет свою цену, а для каждого в частности не имеет цены то, что слишком близко для тебя или абсолютно тебе безразлично.
— Что бы вы пожелали своим коллегам в честь праздника?
— Во-первых, хочу сказать, что я горжусь тем, что являюсь членом «Российского общества оценщиков». Только в общении с коллегами приобретаешь бесценный опыт. А всем друзьям-оценщикам я желаю экономической и финансовой стабильности, новых интересных проектов, перспективных заказчиков, всегда быть в цене и, конечно, крепкого здоровья, оптимизма и семейного счастья!
Для справки: в новейшей истории России профессия оценщика появилась совсем недавно. В Советском Союзе стоимость любого объекта собственности устанавливало государство. Потребность в специалистах этого профиля возникла вместе с развитием рыночной экономики. 27 ноября 1996 г. благодаря
усилиям РОО постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации была утверждена квалификационная характеристика по должности «оценщик» (эксперт по оценке имущества).
Оценка нужна для обоснования стоимости залогового имущества при получении кредита и оформлении ипотеки, при приватизации государственной и муниципальной собственности, реструктуризации предприятий, определении страховых выплат, при таможенных платежах, оформлении нотариальных документов, купли-продажи и сдачи в аренду активов, для формирования инвестиционных проектов, оптимизации бизнес-процессов, обоснования стоимости оказываемых услуг и т. п.
Ирина ШЕСТАКОВА.
реклама