Список генпрокурора РФ: Волгоградской области не оказалось среди регионов, к которым есть замечания
Вопросы сбора, захоронения и переработки отходов обсуждались сегодня на оперативном совещании, которое провел в Ростове-на-Дону глава надзорного ведомства страны Юрий Чайка.
Главной темой совещания, в котором принял участие и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, стало состоянии прокурорского надзора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Вопросы сбора, захоронения и переработки отходов являются наиболее острыми на территориях Центрального, Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Это связано с большим объемом их образования и наличием застарелых проблем функционирования полигонов в крупных городских агломерациях. Практика показала, что на начальном этапе сложности возникли у всех без исключения регионов.
В половине субъектов региональные операторы не справляются с принятыми обязательствами по своевременному сбору и утилизации отходов. Фактически в каждом третьем регионе прокурорами пресекались нарушения прав граждан при начислении и взимании платы за эту коммунальную услугу.
- В Северной Осетии и Орловской области средства региональных бюджетов на исполнение программ в обсуждаемой сфере не предусматриваются или используются не эффективно, - отметил проблемные моменты в ходе совещания Юрий Чайка. - В ряде регионов игнорируется необходимость создания условий для привлечения инвестиций и внедрения передовых технологий использования вторичных ресурсов. В 38 из 44 субъектов отсутствуют мусороперерабатывающие предприятия, а в 8 – мусоросжигательные заводы и сортировочные комплексы. Прокурорского реагирования потребовали допущенные нарушения конкурсных процедур при выборе регионального оператора и заключении с ним соглашений в Белгородской, Воронежской, Орловской, Ростовской, Рязанской и Тверская областях.
Необходимо отметить, что по итогам совещания Волгоградской области в списке негативных примеров ни по вопросам тарифообразования, ни по вопросам законности выбора регоператора, ни по многим другим нет.
Напомним, что с 1 января 2019 года, согласно федеральному законодательству работы с ТКО ведут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобраны через конкурс сроком до 10 лет. В их обязанность входит обеспечивать весь цикл обращения с отходами на территории их ответственности. Региональный оператор не только вывозит мусор, но еще и обеспечивает его сортировку и обработку, а также обезвреживание, утилизацию и захоронение. Главная цель нововведения - повысить качество услуги по обращению с ТКО, предотвратить появление свалок, улучшить экологическую ситуацию.
Для подготовки эффективной региональной системы обращения с отходами в Волгоградской области был проведен комплекс подготовительных мероприятий. Одним из ключевых стала разработка территориальной схемы обращения с отходами. Ею предусмотрены пять полигонов ТКО - в Волгограде, Волжском, Камышине, Урюпинске и Светлоярском районе. Схема разрабатывалась с учетом объемов образуемого мусора на разных территориях, требуемых мощностей по их обработке, были созданы условия для сортировки и вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов.
Что касается вопросов, возникших во время переходного периода, то они отрабатывались при активном взаимодействии с местными органами власти, подрядными организациями и населением. Системно продолжают решаются вопросы по укреплению материально-технической базы: увеличено число контейнеров, добавлены дополнительные единицы техники, доукомплектован штат сотрудников.
Особое внимание в Волгоградской области было уделено и вопросам защиты прав населения: в частности, в сторону уменьшения произведен перерасчет платы за вывоз мусора для тех, кто на первом этапе получал услугу не в полном объеме.
Читайте также: Волгоградская область стала примером для других регионов страны в реализации закона о ТКО
В настоящее время ситуация стабилизирована - это было подтверждено и в рамках расширенного рабочего совещания комитета регионального парламента по ЖКХ, жилищной политике и строительству в апреле 2019 года.
Что касается установления платы за услугу, то комитетом тарифного регулирования, напомним, была проведена доскональная экспертиза заявки на установление тарифа за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. В результате проект тарифа был снижен почти на треть. Тариф был сформирован с учетом требований законодательства к качеству оказания данной услуги.
Нормативы установлены по результатам замеров и проверены практически всеми контрольно-надзорными органами — никаких нарушений не выявлено. Кроме того, нормативы находятся на среднем уровне по сравнению с другими регионами России. Аналогичные результаты дали и проверки, проведенные в отношении тарифов.
Напомним также, что губернатором Андреем Бочаровым были предложены меры по снижению платы за коммунальные услуги для многодетных семей. Как ранее сообщали, "Городские вести" льготы начали действовать с апреля этого года.