Волгоградский историк рассказала об олене, изображавшемся на регалиях донских казаков

Ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН, профессор ВолГУ Марина Рыблова посвятила статью этому символу.
В свет вышел первый номер журнала "Казаковедение" за 2025 год. Издание выходит в электронном виде. В журнале размещена статья ведущего научного сотрудника ЮНЦ РАН, профессора Волгоградского государственного университета Марины Рыбловой, посвященную оленю - именно его считают самым древним символом сообществ донских и запорожских казаков.
Ученый считает, что образ оленя был дорог казакам и появлялся на их регалиях всякий раз, когда это было уместно.
А причин в этом несколько. Во-первых, олень соотносился с понятием доли, поступающей в раздел между членами воинского сообщества. Во-вторых, богатыри русских былин нередко оказываются связанными с образом оленя или дикого быка – тура. Это символ воина высокого статуса, предводителя.
Позже образ оленя казаки все чаще стали заменять конем. Это животное в традиции донских казаков соотносится в первую очередь с воином высокого статуса, скорее всего – с атаманом.
- Выскажу в качестве гипотезы такую мысль: олень был символом казачьих братств того времени, когда они представляли собой воинско-охотничьи сообщества, а переход их к всадничеству и служению Российской империи привел к появлению новых символов, отраженных не только в образе двуглавого орла, но и в столь почитаемом казаками всадника Георгия Победоносца. При этом многие символические смыслы и функции образа оленя вполне могли быть перенесены на образ строевого коня, ставшего у казаков животным поистине сакральным, - отмечает Марина Рыблова.