Почему волгоградцы врут, рассказала профессор ВолгГМУ Светлана Калашникова
Оказывается, патологическая ложь может быть заболеванием.
Профессор Светлана Калашникова, заведующая лабораторией компетенций и сложного диагноза, заведующая кафедрой анатомии Волгоградского государственного медицинского университета, объяснила, почему люди врут.
Она стала гостьей телеканала "Моя планета", где рассказала о том, что патологическая ложь на самом деле, может быть серьезным заболеванием. Профессор считает, что людей, которые говорят только правду, не существует. Каждый вынужден хотя бы единожды в жизни в зависимости от разных обстоятельств солгать.
- Недоговоренность и замалчивание тоже своего рода ложь, - считает профессор Калашникова. - А еще бывает ложь "из вежливости" и ложь "во спасение". И еще бывает та ложь, которую используют врачи, когда говорят пациенту, что он обязан бороться.
Но есть и такая ложь, которую медики относят к заболеванию. Это патологическая лживость, она заключается в том, что вполне взрослые люди готовы сочинять то, чего на самом деле никогда не было. Почему это происходит?
Профессор Калашникова считает, что одна из причин - закрепленный с детства стереотип, что врать - это нормально, все врут, правда никому не нужна. Иногда ребенка хвалят за вранье, отмечая, что он находчивый, а не лгун. Взрослея, такой ребенок приобретает ассоциативное мышление.
- В науке отмечено около 20 вариантов патологической лживости, - рассказала Светлана Калашникова. - Это расстройства, которые имеют собственные наименования: ложная болезнь, индуцированная болезнь, синдром Ван Гога, синдром Мюнхгаузена, деменция самосознания, хроническое фиктивное расстройство, больничное мошенничество, профессиональные больные, странствующие пациенты, синдром больничного преступника. Все они сопровождаются фальшивым воображением.
И часто такую патологическую лживость можно встретить у пожилых людей, которые нуждаются во внимании близких. Они вызывают скорую помощь, находя у себя несуществующие болезни, и все только для того, чтобы поговорить с людьми, поделиться проблемой одиночества.
- При фактическом отсуствии заболевания очень кстати будет поддержка близких людей, - говорит профессор Калашникова. - Если вруны не из числа ваших близких, то можно просто исключить их из своего окружения.