Изящные куколки в ретро-стиле могут служить многим поколениям.
Накануне праздника Пасхи волгоградская мастерица Наталья Гладкова подарила близким своё новое создание. Куколка в виде нарядной русской красавицы держит в руках блюдце с традиционным пасхальным угощением. И сама фигурка, и её наряд, и то, что она держит в руках – всё детально проработано, а весь образ обладает той утончённостью, что отличает произведения искусства.
От скелетика до Одри Хепберн
Сейчас в коллекции Натальи Дмитриевны несколько десяток фигурок, выполненных из ваты, проволоки и других материалов. За количеством мастерица не гонится, для неё важнее разнообразие образов и эксперименты со стилями и материалами.
– По специальности я инженер, но изобразительное искусство меня влекло всю жизнь, рисовать училась в детстве сама, по книгам – их в доме было много, в том числе по истории живописи и по технике рисования. В молодости я даже выезжала на пленэры, но потом появилась семья, работа, времени на творчество уже не было.
Заинтересовалась куклами наша героиня уже на пенсии, когда три года назад увидела в Сети мастер-класс по изготовлению ватной игрушки.
Ватные ёлочки игрушки пришли в дореволюционную Россию из Германии на смену дорогим стеклянным. Были они, конечно, простые, намного проще тех, что сейчас делает наша мастерица, но быстро снискали популярность. Второе рождение они получили в СССР в 30-е годы, когда официально разрешено было праздновать Новый год. В стране появились артели по их изготовлению. Но потом, в 60-х годах, с доступностью стекла они сошли на нет.
Те первые советские ватные игрушки до сих пор хранятся во многих семьях. Основные их герои – Деды Морозы, Снегурочки, снеговики. Все эти персонажи есть в творчестве волгоградки, но ими она не ограничивается. Ангелочки, феи, принцессы, русские красавицы, винтажные дамы и детки... Новые образы не перестают удивлять.
– Каркас для игрушки сооружается из проволоки, на него наматывается вата. Вот, например, будущая Одри Хепберн, смотрите, какая изящная. А вот – воздушная балеринка, – объясняет мастерица.
Ещё одна будущая героиня – красавица в русском стиле.
– Сарафан у этой куколки будет сделан намоткой, он будет лишь обозначен, – объясняет Наталья Дмитриевна.
Мастерица берет готовую основу и начинает наматывать вокруг неё цветную вату. В руках создательницы она обретает разные формы, появляются складки, динамичность, рождается образ и характер. Настоящее волшебство!
Намотанную вату наша героиня закрепляет клейстером, картофельным или кукурузным, варит его сама. Метод сухой намотки – самый простой. Есть более сложная техника – папье-маше: послойно выкладываются кусочки ваты, закрепляются клеем ПВА. Как только он высохнет, начинается роспись. Сушить игрушку нужно после каждого этапа и, как правило, на это уходит часа 3-4. Акварельная роспись тоже должна просохнуть. Поэтому в целом на изготовление одной фигурки уходит две-три недели. Для лиц делаются оттиски из самотвердеющей пластмассы, масочки Наталья расписывает акварелью или пастелью. Акрил использует редко, считает, что игрушки должны быть максимально экологичными.
Такие разные: хрупкие и сильные
Украшаются куклы глиттером или слюдой, которую использовали для советских игрушек. Сверху – два слоя матового акрилового лака. Несмотря на изящность и хрупкий вид, игрушки надёжно защищены от удара и падения, чистить от пыли их можно слегка влажной губкой. И служить они могут нескольким поколениям.
Отдельная тема в творчестве Натальи Гладковой – русские красавицы. Для их создания пришлось погрузиться в историю костюма.
– Вот куколка в костюме рязанской губернии, у неё кокошник из кружева, имитирующего плетение из золотых нитей, он расписан тремя красками, ободок украшен бисером, который имитирует жемчуг, сверху – нарядный платок. Девочка деревенская, посмотрите, на ногах у неё лапти, но костюм праздничный, она и бусы надела по случаю, – обращает внимание Наталья.
У Снегурочки на голове высокий кокошник из кружева, расписан красками и украшен блёстками. Из сетки сделаны наволосник и бант, которым кокошник крепится к голове. Сарафан с долгими шубными рукавами в русском стиле из винтажной ткани раскрашен серебряной краской и усыпан блёстками.
Для творчества у мастерицы имеется и запас тканей, что называется, «из бабушкиного сундука», многие из них импортные. Хоть и используется в основном вата, но волгоградка применяет разные техники, экспериментирует с материалами.
– Мне нравится создавать разные образы, – говорит Наталья. – Вот, например, снеговичок Белла Семеновна, дама из 70-х годов прошлого века. Она одета по тем временам нарядно и выглядит даже экстравагантно: клетчатое пальто с бахромой, кожаные перчатки и сумка. В ушах у неё серьги-булыжники. В общем, женщина непростая... Есть ещё один снеговик в коллекции: с баранками, с корзинкой пирогов. Для платка я впервые использовала бумагу, впервые пробовала совместить её с ватой. Она, разумеется, у меня тоже в запасе, иногда крашу её сама. Пробовала разные способы: и луковой шелухой, и пищевыми красителями, обычными акварельными красками.
Эти забавные фигурки – универсальные. Их можно повесить на ёлку, а можно использовать как интерьерные украшения. А ещё они обладают уникальной способностью приносить в дом удачу. А всё потому, что сделаны с душой.
Автор: Ольга Багрова