«Шапочный» интерес: волгоградец собирает уникальную коллекцию головных уборов разных стран мира
В коллекции Алексея Старикова несколько десятков уборов из разных концов света.
У жителя города Михайловки из Волгоградской области Алексея Старикова несколько десятков шапок. Не подумайте, он не меняет шапки как перчатки. Дело в том, что мужчина шапки коллекционирует. На «шапочный разбор» и отправился корреспондент «Городских вестей» в гости к Алексею.
Неожиданная коллекция
Для необычной коллекции в доме у Алексея отведен целый стеллаж. Каких шапок, точнее головных уборов, как поправляет меня коллекционер, здесь только нет: кавказская папаха, грузинская сванури, татарская, азербайджанская, туркменская тюбетейки, «казашка», монтера (головной убор тореадора. – Прим. ред.), турецкая феска, «венгерка», куфия (арафатка), казачьи фуражки, пилотка, буденовка.
А «началась» коллекция Алексея семь лет назад.
– Мой отец Семен Стариков был потомственным казаком, до своей смерти он входил в состав Совета стариков-казаков Михайловского юрта, – рассказал нам Алексей. – От него у меня и остались казачьи фуражки полевая и парадная. Они то и стали началом коллекции.
Хотя, как поправляется Алексей, идея собирать головные уборы пришла к нему чуть позже. Он был в командировке в Махачкале, где и купил кавказскую папаху. Все его гости, которых в доме Стариковых всегда бывает много, с удовольствием фотографировались в экзотическом головном уборе.
– А потом родные привезли из Египта арафатку, – говорит молодой мужчина, – и так я понял, что у меня сама собой начинает собираться коллекция. Так и пошло.
Что-то Алексею привозили из-за границы друзья или родственники, что-то покупал сам. Даже специализированные сайты в Интернете нашел, где можно заказывать головные уборы.
История народов и народностей
Сейчас в коллекции Алексея порядка 40 головных уборов, но на этом он останавливаться не намерен. Говорит, это только начало.
– Я хочу собрать как можно больше головных уборов разных наций и национальностей, – делится своими планами коллекционер. – Причем необязательно это должны быть только головные национальные уборы народов мира. В нашей великой стране столько национальностей, что их головных уборов уже может хватить на полноценную коллекцию.
Конечно, улыбается Алексей, лучше бы собирать национальные костюмы полностью. Но это и по деньгам очень уж затратно, да и места, чтобы разместить такую коллекцию, нужно как в музее.
– Да и головные уборы подчас имели в костюме главную, решающую роль, – утверждает Алексей Стариков. – По шапке часто можно было определить не только принадлежность к какому-то сословию, но и статус человека в обществе, его семейное положение.
Не просто уши греть
О собираемых головных уборах Алексей может рассказывать очень долго.
– Например, по цвету куфии, ее рисунку, способу ношения можно было определить, из какой арабской страны человек и даже в каком регионе живет, – с увлечением говорит коллекционер. – В Ливане арафатки или куфии черные с белым, в Иордании – красные с белым. Изначально же цвет арафатки – белый с черным, именно такими их делали в Куфе – городе, откуда она и произошла. Черно-белое: движение Фатх. Красно-белое: Народный фронт освобождения Палестины. Зелено-белое: фундаменталисты (ХAMAC).
– А вот буденовка, которую, казалось бы, знают все в нашей стране, – улыбается Алексей. – Однако она тоже имеет свои секреты.
Как утверждает советская и военная литература, буденовка, а также шинель, гимнастерка и другие элементы военной формы красноармейцев были созданы в 1918 году специально для формирующейся Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Но современные историки рассматривают версии, что головной убор такой формы был разработан ранее, около 1915 года, для парада Победы Русской императорской армии в Берлине и Константинополе. До поры до времени и головной убор, и прочее обмундирование хранилось на складах и в войска не поступали, а затем были использованы для обмундирования красноармейцев.
По словам Алексея, уже много столетий насчитывает и история фески, которую ему привезли из Турции.
– Название происходит от названия города Феса в Марокко, где эти уборы имели широкое распространение, – поясняет он. – Фески были частью униформы солдат Османской империи и не исчезли даже с приходом европейской моды на континент. Одной из причин является форма шапки, удобно подходящая для исполнения поклонов во время молитвы. Кстати, в 20-40-х годах прошлого века черные фески были популярны у фашистов в Италии и Германии.
– А как вы думаете, из чего этот головной убор? – показывая венгерку, хитро улыбается Алексей. – Нет, совсем даже не из замши. Это гриб!
Уважая старые традиции
О каждом головном уборе Алексей может рассказать очень много, но с особым трепетом он говорит о казачьих фуражках. Да и про обычаи казаков Алексей знает не понаслышке, и это понятно: как выглядит нагайка и как звучат казачьи песни, Леша знал еще с детства.
– У настоящего казака его фуражка – это не просто головной убор, это его честь. Большего стыда для казака, чем потерять фуражку, придумать нельзя. Потерял головной убор, значит, саму голову потерял. Недаром раньше, если враг сбивал с казака фуражку, то считал его побежденным.
Да и вообще много интересных историй и обычаев связано с головными уборами. Например, опять же в казачьей традиции, когда умирал казак, вдова брала его фуражку и клала в хате за образа в киот. Когда она снова выходила замуж, новый муж брал фуражку своего предшественника и шел с ней к Великому Дону. Там он просил у умершего прощения, обещал заботиться о его жене и детях и опускал фуражку на воду, чтобы ее унесла свободолюбивая река.
– Вот такие красивые и честные обычаи были раньше, – говорит Алексей.
Алексей говорит о старых обычаях с трепетом и небольшой грустью. Вообще он человек уникальный: современное, успешное деловое начало в нем легко уживается с патриотизмом и истинной любовью к своим корням. Он не просто знает казачьи обычаи, чтит их, но и старается передать эти знания, доставшиеся от его отца, своему восьмилетнему сыну.
И маленький Алексей Алексеевич с абсолютной уверенностью заявляет, что он настоящий казак, и залихватски распевает казачьи песни про Дон.
Наталия Ермилова