Волгоградцам ответили на пять вопросов о возведении трассы в пойме
«Городские вести» приводят ответы на часто возникающие претензии.
В социальных сетях не прекращается буря в стакане по поводу строительства третьего пускового комплекса моста через Волгу. Тема резонансная, и кое-кто не прочь черпануть на ней хайпа. Между тем ситуация находится под строгим общественным контролем. При Экологическом совете регионального парламента действует рабочая группа, на которой разбираются все нюансы грядущей стройки.
Кто сказал ФАС?
Говорят, что строительство заинтересовало Федеральную антимонопольную службу. Действительно ли к заказчикам пускового комплекса есть претензии?
Никаких претензий ФАС к заказчику не было и нет. На самом деле имела место жалоба предпринимателя, оказывающего юридические услуги, по мнению которого при проведении процедур одного из аукционов были, в частности, нарушены интересы участников торгов, поскольку, по его мнению, в заявке указывались неправомерные требования к опыту работы. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела жалобу по существу и пришла к выводу, что аргументы гражданина несостоятельны.
А чем не угодила старая дорога?
В регионе уже есть дорога, которая соединяет мосты через Волгу и Ахтубу. К чему «заходить» в пойму, если можно просто привести в порядок существующую трассу?
Если бы всё было так просто! Такой вариант действий был разработан ещё в 90-годы прошлого века. Но реализовать его просто невозможно. Напомним, что сейчас интенсивность движения на трассе Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба в пять раз превышает норму: за сутки по ней проходит 30 тысяч автомобилей, и этот показатель будет только расти. Увеличился и травматизм на этом участке трассы – за два года здесь погибло 10 и пострадало 109 человек, в том числе 19 детей. Необходимо учитывать, что за последние годы жилая частная застройка значительно увеличилась. Из-за строительства неминуемо придётся снести часть жилых домов. Пришлось бы переносить многие коммуникации, включая газ, электросети и водопровод. Жителям близлежащих к дороге населённых пунктов пришлось бы на все время этих работ оставаться без данных ресурсов. Вдобавок ко всему технология строительства подобных объектов на данной местности предполагает возведение насыпи высотой до пяти метров, которая неминуемо разделит посёлки.
Вице-президент Союза проектировщиков России, главный инженер проектов ООО «Проектно-изыскательский институт Волгагражданпроект» Игорь Шкопинский отмечает, что при этом потребуется строительство как минимум четырёх «клеверных» транспортных развязок. При расширении трассы от населённых пунктов Новенький, Рыбачий, Третий Решающий и Бурковский мало что останется, а оставшиеся дома будут стоять у кромки дороги.
– Мы неминуемо затронем часть жилых массивов, необходимо будет изымать часть земель сельхозназначения, дополнительно сносить большое количество зелёных насаждений, а ещё, как и в любом другом проекте, организовывать места размещения материалов, дорожной техники – это тоже дополнительные земли, – констатирует специалист. – Плюс ко всему на основной магистрали необходимо сделать полосу разгона – ещё дополнительное расширение. По нормативам ширина дороги Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба составит порядка 25-30 метров. И даже в этом варианте дорога пройдёт через дубы. К тому же нельзя упускать аспект, что перед тем, как начать масштабную реконструкцию существующей дороги, необходимо строительство временной трассы. Возникает вопрос: где? Либо уходить в пойменные леса, либо заходить в частный сектор.
Ерики вне опасности
Есть опасения, что новая трасса пройдёт через некоторые ерики, в частности Верблюд. Разве можно такое допустить?
Ни в коем случае! Разрабатывалось несколько проектов новой трассы. Согласно одному из них, дорогу предлагалось пустить по левому берегу ерика Верблюд. Но из-за рельефа этой местности здесь пришлось бы строить двухкилометровую эстакаду и тоже вырубать лесной массив. А ещё это спровоцировало бы изменение руслового ложа и береговой линии, что привело бы к гибели зелёных насаждений. Новая трасса также отрезала бы доступ местных жителей к излюбленному месту отдыха. Ещё один вариант предполагал строительство трассы по правому берегу ерика Верблюд. Он тоже требует строительства двухкилометровой эстакады, что повлечёт уничтожение множества деревьев и размыв береговой линии. Рабочая экологическая группа Экологического совета при Волгоградской областной Думе сказала этим проектам категорическое «нет».
Выбор сделан
Чем одобренный вариант трассы отличается от остальных?
Прежде всего, своей экологичностью. В соответствии с этим проектом негативное влияние на природу в месте прохождения трассы будет самым минимальным – оно затронет всего 0,2% от общего количества растущих в пойме деревьев. По проекту, разработанному специалистами инженерной группы «Стройпроект», новая дорога практически не затронет ерики. Это позволит сохранить водный баланс, на котором держится благополучие Волго-Ахтубинской поймы. Что немаловажно, зоны отдыха и жилая застройка также не пострадают. На проектируемом маршруте предполагается возвести четыре мостовых перехода через ерики и два путепровода. Там, где трасса будет подступать к жилым застройкам, будут установлены акустические экраны, общая протяжённость которых составит 9,3 километра.
Повторим ещё раз: масштабная вырубка зелёных насаждений не потребуется. Но даже эти потери планируется компенсировать новыми посадками, причём с превышением в 15 раз.
Откуда деревья?
СМИ сообщают, что в пойме посадят сотни тысяч деревьев. Но это очень большая работа, откуда возьмут столько саженцев?
Если быть точными, планируется высадить более 200 тысяч деревьев, половина из них – дубы. И работа по реализации этого плана набирает обороты. На лесных участках, отведённых под строительство мостового перехода через Волгу, будет использован качественный посадочный материал, выращенный на территории Волгоградской области.
Сегодня в питомниках региона уже ведётся подготовка саженцев для высадки на предназначенных для компенсационного лесовосстановления территориях. В облкомприроды сообщили, что традиционный для пойменного ландшафта дуб черешчатый сегодня выращивают в Краснослободском, Новоаннинском и Среднеахтубинском питомниках. Так, в Среднеахтубинском питомнике высажено 55 тысяч сеянцев дуба. В чем, как вы видите по фотографии, лично убедился наш корреспондент. Подготавливаемый здесь посадочный материал обладает улучшенными наследственными свойствами и, с учётом географического расположения «зелёных яслей», идеально подходит для запланированной масштабной операции.
Отметим, что за последние три года в Волго-Ахтубинской пойме в рамках различных экологических акций уже высажено более 38 тысяч дубов. Новые дубравы также закладываются благодаря нацпроекту «Экология» – высадки производятся в ходе экологической реабилитации ериков и озёр, а также на рекультивируемых землях, ранее занятых свалками отходов. Участие в озеленении принимают сотрудники природного парка, регионального ботанического сада, Среднеахтубинского и Волгоградского лесничеств, учащиеся вузов и школ, волонтёры.