Волгоградский музыкальный театр подготовил премьеру к 80-летию Великой Победы
Героическая оперетта «Товарищи Артисты!» посвящена подвигу людей «невоенной» профессии – фронтовым бригадам, в годы войны выступавшим перед бойцами на передовой.


Война, и слезы, и любовь
Военная Москва. Все театры эвакуированы. Осталась только небольшая группа артистов, из которых сформирована фронтовая бригада. Несмотря на суровые условия, музыканты, певцы и актеры продолжают репетировать. Сюжет закручивается с появлением сержанта Потапова, который наводит в женской бригаде военную дисциплину и с энтузиазмом берется за обновление репертуара, насыщая его бодрыми частушками. Он уверен: только так можно поднять боевой дух солдат. Привыкшие к классическим произведениям артисты бурно протестуют, особенно возмущена самая опытная участница труппы – Алиса Полонская.
С этого момента в жизни бригады все смешалось – репетиции, воздушная тревога, концерты в прифронтовом лесу, комичные недоразумения и глубокие чувства. Под свист пуль рождается любовь юной актрисы Нины Рябининой и лейтенанта Андрея Круглова. Влюбленные готовятся к свадьбе, но судьба распоряжается иначе…
- Эта постановка - наш поклон всем артистам военного поколения. В ней сплелись и готовность отдать жизнь за Родину, и любовь к жизни, и нежность, и отвага, - говорит главный режиссер музыкального театра, заслуженный артист РФ Александр Кутявин. – В пьесе показаны два времени – начинается она с 80-х годов прошлого века и уходит в воспоминания главных героинь о своей фронтовой жизни в 1941 году. Несмотря на серьезность ситуации, в ней достаточно много юмора, у автора выписаны все персонажи, даны их характеристики, поэтому мы практически ничего не поменяли.
Советская героическая оперетта была написана несколько десятков лет назад – в 40-ю годовщину Великой Победы. Композитором стал заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Колкер, авторами либретто и стихов – Владимир Константинов и Борис Рацер. На премьеру музтеатра приехал из Санкт-Петербурга наследник Владимира Константинова.
- За все время существования пьесы было около 17 постановок, - говорит сын известного советского драматурга Дмитрий Константинов. - Сначала ее ставили активно, а после возникла большая пауза. Сейчас спектакль снова возрождается в российских театрах. Пьеса актуальна, ведь в ее основе - человеческие чувства. И как в любом хорошем произведении о войне, в ней мало войны и много человеческого - диалогов, характеров. Поэтому она живет и будет существовать в репертуарах театра.



О грустном с оптимизмом
Атмосферу военного времени на сцене передают исторические хроники – на фронтальной и задней проекциях перед зрителями всплывают кадры с передовой, стройные ряды бойцов, уходящих на фронт, жонглирующий циркач на танке, поющая на военном грузовике Лидия Русланова и другие зарисовки прошлых лет. Ну и, конечно, костюмы. В постановке задействовано около 100 комплектов.
- В большей степени костюмы реалистичны, соответствуют историческому костюму военного периода, а в начале и финале пьесы – моде 1980-х годов, - говорит главный художник музыкального театра Ирина Елистратова. - Но и позволили себе немного собственных костюмных цитат. Основные действующие лица – это девушки и женщины концертной бригады, они четыре раза меняют свои наряды, и это сопряжено с военной обстановкой.
В первых сценах пьесы героини одеты в достаточно яркие наряды, так как война только началась и не все до конца осознают, что происходит. В дальнейшем персонажи приобретают более суровый вид, соответствующий тяжелым военным условиям зимнего времени. К трагическому финалу в противовес печальному событию, герои вновь наряжаются в светлые, цветущие тона, символизирующие надежду на победу, на весну, на счастье.
Интересно и хореографическое сопровождение спектакля – танцевальные номера грациозны, лаконичны и сдержанны Присутствует и балетные партии.
- Несмотря на сложную и тяжелую тему и трагическую развязку, на мой взгляд, спектакль получился очень светлым и жизнеутверждающим с оптимистическим посылом - зритель это сразу увидит, - считает главный балетмейстер музыкального театра Елена Щербакова. - Хореография была призвана поддержать сюжетную линию, не разрушить гармонию великолепного литературного и музыкального материала. Я постаралась не использовать излишнюю эксцентричность, - все скромно и лаконично.
Пронзительные мелодии спектакля в лучших традициях советского искусства заставляют зрителя вернуться в далекое прошлое.
- Подготовку к музыкальному материалу пьесы мы начали еще в ноябре и сразу приступили к репетициям. Музыка достаточно оживленная, интересная. Есть и танго, и вальсы, сольные партии, много маршевых композиций. Драматический финал тоже сопровождается соответствующей музыкой, - рассказал главный дирижер музыкального театра Денис Шитов.


Артисты об артистах
Артисты музыкального театра мастерски передают основную идею произведения – отвагу и самоотверженность советских артистов, которые несмотря на холод, голод, смерть и обстрелы должны «сохранять лицо», профессиональное мастерство, поднимая своими номерами боевой дух солдатам.
По словам исполнителей, вживаться в роли им было нетрудно, ведь, по сути, они играют таких же артистов, как они сами. Тем более, что сюжет очень схож с историей коллектива Сталинградского театра музыкальной комедии, актеры которого давали концерты для бойцов Сталинградского фронта, создавали фронтовые бригады, помогали строить оборонительные рубежи, работали в госпиталях. Многие из них были награждены медалями «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
- Все герои спектакля создают в душе трепет, потому что мы рассказываем историю таких же артистов, как и мы. Только в отличии от нас, они находятся в очень тяжелых военных условиях, - говорит исполнительница роли Алисы Полонской, заслуженная артистка России, солистка музыкального театра Анна Стрельбицкая. - Переживая это, невольно начинаешь задаваться вопросами: а как бы я повела себя в такой ситуации, смогла ли бы сохранить свое «лицо», человеческое достоинство, не уронить честь своей профессии? Ведь тогда артистам досталась очень тяжелая судьба. За долгие годы работы в театре я впервые столкнулась с материалом об артистах военного времени. Это очень трепетно, очень важно и очень большая ответственность.
Персонаж солиста Волгоградского музтеатра Алексея Гриченюка лейтенант Андрей Круглов живет и любит на войне. Судьба распорядилась так, что именно в суровых условиях военных действий он впервые столкнулся с настоящим чувством.
- Мы с моим героем ровесники, к тому же он романтик, как и я, поэтому роль мне очень близка, - отмечает артист. - В спектакле показаны настоящие искренние советские чувства двух людей, которые полюбили в тяжелый период. Они ходят под смертью, поэтому их чувства абсолютно оголены. Андрей понимает, что его любовь к Нине не просто увлечение, это навсегда и находится во власти своих эмоций. Я из поколения, которое воспитано на патриотизме, любви к своей Родине и вся музыка, слова отзываются в моем сердце. Играть в спектакле на такую важную тему для меня большая честь. Мы должны все это передать будущему поколению, молодежи, которая посмотрит этот спектакль и что-то обязательно почерпнет для себя.
Премьерные показы спектакля состоятся 25, 26 апреля и 8 мая. После чего оперетта останется в постоянном репертуаре театра.