Классика в новом прочтении: Волгоградский молодежный театр показал «Гамлета»
Первая премьера этого года состоялась 28 марта.


"Быть или не быть?"
Артисты молодежного театра замахнулись на самого Уильяма Шекспира. Ставить величайшее произведение мировой драматургии очень сложно и ответственно, но коллективу театра во главе с режиссером-постановщиком, заслуженным артистом РФ Адгуром Кове это удалось. Известные герои средневековой Дании предстали перед зрителями в совершенно новом формате. Спектакль получился дерзким, динамичным, насыщенным, ярким и глубоким. Молодые и уже опытные артисты смогли увлечь зрителей в мрачный колорит английского королевства, умело показав на сцене вечные темы - взаимоотношения детей и родителей, коварство, ложь, предательство, любовь и боль.
- Идея возникла спонтанно. Эта пьеса - шедевр мировой драматургии и потребность в ней возникает, как мне кажется, на сломе эпох, когда требуется настоящий герой. У меня возникло ощущение, что такой момент настал, - говорит Адгур Кове. - Пьеса непростая актёрски. Есть поговорка, «если у тебя нет Гамлета в труппе, то не стоит за пьесу и браться». И это не точная поговорка, потому что, помимо Гамлета, у тебя должны быть Клавдий, Гертруда, Полоний, Офелия, Лаэрт и на все эти роли нужны не просто исполнители, а сильные актёры. Мне показалось, что спектакль очень хорошо подходит под труппу Волгоградского молодёжного театра.
Режиссер признался, что «Гамлет» - его любимая пьеса, которую он знает наизусть. Но мысль поставить ее у него возникла только сейчас.
- Любовь, дружба, вражда, соперничество, карьера, власть – это частности, из которых состоит наша жизнь. Пьеса уникальна тем, что говорит не столько о них, а обо всем нашем бытие. Поэтому заглавный монолог «Быть или не быть» настолько проник в человечество. В этой пьесе затронуто что-то очень близкое каждому человеку. И ещё важно, что это пьеса для молодых и про молодых. Она обращена, прежде всего, к молодёжи. И логично, что в молодёжном театре она и ставится. Для меня и, наверное, для театра это целый этап, - отмечает Адгур Кове.







Ушли от штампов
В спектакле задействован весь мужской состав «молодежки», в том числе, и художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ Владимир Бондаренко, который играет роль вельможи и ближайшего советника Клавдия Полония.
- Я посчитал, что мне нужно быть со всеми актёрами театра, быть внутри, в процессе, а не сторонним наблюдателем, - поясняет Владимир Бондаренко. - Выбор такой пьесы всегда серьёзный шаг. Это огромный риск и ответственность. Когда любой театр «берет Гамлета», это всегда повышает градус напряжения. Это такой миф, который традиционно сопутствует этой пьесе. И мы тоже не смогли избежать осознания, что это мега-серьезно. Хотя репетировалось легко. Более того, за 12 лет, что я служу в этом театре, это первый спектакль, который прошёл самый короткий путь от идеи до воплощения.
Идея поставить пьесу возникла в конце октября, через месяц было принято окончательное решение. Репетиции начались 15 января, а в конце марта пьеса уже представлена на суд зрителей.
Центральная фигура постановки – образ Гамлета. Принц Датский столкнулся с предательством и разочарованием. Он умен, благороден, честен и остроумен, остро воспринимает чужую боль и страдания, обладает обостренным чувством справедливости. Сыграть такого персонажа очень непросто, но артист театра Владислав Васильев справился с этой задачей.
- Для меня, как для актера, это вызов. И для всей труппы, думаю, тоже. Здесь много замечательных ролей, и все они очень интересные. Для каждого актера, задействованного в спектакле, это возможность вырасти профессионально, - считает артист. - Роль очень сложная, я сконцентрирован, настроен. Герой мне близок, режиссер это увидел, и я благодарен за такое доверие. Каждый актер хочет сделать своего Гамлета и наш, как мне кажется, получился необычным, непривычным, с точки зрения прочтения Шекспира. Мы старались уйти от заезженных вещей, штампов. Спектакль не заканчивается на премьере, он будет развиваться и совершенствоваться.






Вымышленная галактика
В роли матери Гамлета, Гертруды – актрисы Волгоградского молодежного театра Вероника Куксова и Тамара Конопатова.
- У нас в театре идет «Чайка», где я играю Аркадьеву и неслучайно Антон Чехов, большой поклонник творчества Шекспира, в своей пьесе вставляет несколько реплик из пьесы «Гамлет». Поэтому, когда мы начинали репетировать, для меня это было интересно: две разные женщины, которые по-разному относятся к любви, к жизни, к сыну, но в них есть и что-то общее, - рассказывает Вероника Куксова. - Для меня принять участие в таком спектакле – это огромное счастье и одновременно с этим большое испытание, потому что с текстом великого Шекспира нужно профессионально справится. Спектакль будет дальше жить, развиваться, я желаю ему большого будущего.
Талантливый художник из Санкт-Петербурга Кирилл Мартынов воплотил на сцене оригинальные стенографические решения в красно-чёрной-белой гамме, которые отражают и разрушение, и созидание человеческой личности. Жесткое неуютное космическое пространство с колючей проволокой, металлическими цепями, мешками с песком, как атрибутом войны, выжженой землей символизирует внутренний распад героев. Аналогичным образом оформлены и красно-черно-белые костюмы актеров.
–Материал роскошен на уровне слова, мысли, эмоций, ощущений. Работать с ним было очень интересно. В какой-то степени для меня это экспериментальная работа. Надеюсь, она удалась, - говорит художник.
28 марта спектакль оценили первые зрители.
- Спектакль обязательно заинтересует молодежь, потому что в нем много современных деталей. Было неожиданно, когда Клавдий вышел на сцену в стильных темных очках. Костюмы привлекают внимание. Впечатления очень хорошие, игра актеров великолепная, много молодежи на сцене, сюжет трогательный, ощущение, как будто ты сам там присутствуешь, - поделились впечатлением пришедшие на премьеру супруги Алексей и Ирина Сенцовы.
Премьерные показы спектакля также состоятся 29, 30 марта, 2, 4 и 22 апреля.