Яков Елисеевич Лагутин работал мастером формовки на Сталинградском тракторном заводе. В августе 1942 г. он вступил в ряды истребительного батальона НКВД. Моя прабабушка Мария Алексеевна и ее восьмилетняя дочь Людмила, как и другие сталинградцы, прятались по подвалам, а 25 августа были эвакуированы за Волгу. С этого времени они ничего не знали о судьбе самого родного человека. Лишь через 70 лет правнуку героя стало известно, где он похоронен.
Мечтал о сыне
Прабабушке и ее дочери с трудом удалось попасть на один из военных катеров с ранеными. За спиной остались авианалеты, бомбежка, смерть. В эти дни немецкие танки и мотопехота находились уже в полутора километрах от тракторного завода. И тогда навстречу врагу были высланы части народного ополчения, а также истребительный батальон, где сражался мой прадед.
О чем он думал в первую очередь, воюя с фашистами в этом кромешном аду? Конечно же, о своей семье, за которую пошел биться с захватчиками. Он знал, что жена ждет второго ребенка, и мечтал о сыне.
Когда 19 ноября части Красной армии перешли в наступление, семья Лагутиных снова жила на правом берегу Волги — в с. Мокрая Ольховка. Там 20 ноября родился мой дедушка, Владимир Яковлевич. Он никогда не видел отца, но много слышал о нем от мамы и сестры.
Прошло еще тяжелейших два с половиной года, и война закончилась. Народ-победитель вынужден был теперь в рекордные сроки отстраивать уничтоженные города, возрождать промышленность. Моя прабабушка тоже участвовала в восстановлении тракторного завода и позднее стала там работать. Она много раз отправляла запросы в Министерство обороны СССР, желая добыть хоть какие-нибудь известия о муже. Но в ответах всегда сообщалось, что никаких определенных сведений о нем не имеется, Яков Елисеевич Лагутин числится без вести пропавшим.
Был в первых рядах
О его фронтовой судьбе нам стало известно много позже. Кое-что стало проясняться уже в начале шестидесятых годов, когда мой дед служил в армии. У его сослуживца по фамилии Макаров, как выяснилось, отец тоже воевал в истребительном батальоне вместе с моим прадедом. От Макарова-младшего дедушка узнал, что в октябре 1942 г. истребительный батальон тракторного завода был расформирован и передан в состав действующей армии.
А в 2012 г. мы, потомки Якова Елисеевича Лагутина, снова занялись поисками — и на сей раз добились значительных результатов, воспользовавшись интернет-сайтом www.podvignaroda.ru. Из этого источника мы узнали, что Яков Елисеевич Лагутин воевал на Курской дуге в должности парторга роты автоматчиков 288-го Сталинградского стрелкового полка 181-й стрелковой дивизии Центрального фронта. Он был убит в бою 5 августа 1943 г. и награжден орденом Отечественной войны 2-й степени посмертно.
Кроме того, найденный нами наградной лист содержал краткое изложение боевого подвига прадеда: «В наступательных боях с 13 по 30 июля 1943 года в районе поселков Дегтярное, Козловка и Жерновец Тростнянского района Курской области как парторг был в первых рядах наступающего подразделения, своим примером воодушевлял и увлекал бойцов вперед. Он хорошо подготовил роту автоматчиков к бою, которая была хорошо сколочена. Первым ворвался в траншею противника, уничтожил трех гитлеровцев, своим примером увлек остальных бойцов. Тов. Лагутин погиб смертью храбрых».
В награду — горсть родной земли
Мой дед отправил запрос в Министерство обороны с просьбой о передаче ордена семье. Ему ответили, что родственникам погибших награды не выдаются, но прислали удостоверение о государственной награде СССР от 26 февраля 2013 г. А когда Владимир Яковлевич обратился в Сталинградский областной архив, чтобы собрать больше данных о своем отце, то стало известно: тот был представлен к медали «За оборону Сталинграда». Она тоже не была вручена красноармейцу Лагутину, так как соответствующее постановление вышло уже после его гибели.
В июле 2013 г. Владимир Яковлевич вместе со своим сыном (моим дядей) и внучкой (моей двоюродной сестрой) отправился в Орловскую область, на место захоронения отца. Дедушка уже знал, что на западной стороне с. Должонки расположена братская могила и благодаря подсказкам местных жителей без труда отыскал ее.
В этой части большого ухоженного кладбища покоятся солдаты, отдавшие свою жизнь за независимость Отечества. Где-то среди них лежит и мой прадед. Потомки Якова Елисеевича Лагутина оставили на месте захоронения горсть земли, привезенную из Волгограда — города, в котором он жил в мирное довоенное время и который он защищал от захватчиков.
Алексей БОДЯШКИН.