Единственный замок в России, в штате которого состоят кот и палач
Выборг – это путешествие в Средневековье. В старом городе местами сохранились остатки крепостной стены, которую начали строить еще в XV веке. Там люди поколениями живут в домах XVI века постройки и не жалуются на аварийное жилье.
В таких местах вместо надоевшей рекламы о доставке пиццы куда органичнее смотрелось бы «Вылечу бубонную чуму», «Вызову Люцифера» или «Безболезненно отрублю голову».
И точно! Не успели мы пройти и три десятка метров от Дома бюргера, как на вымощенной булыжником узкой улице наткнулись на келью философа. Вывеска на двери заманивала: «Наука и медицина. Душевный разговор с алхимиком».
Алхимик Николай Яновский, устроивший эту интерактивную выставку, оказался человеком в высшей степени душевным: первым делом привязал меня ремнями к деревянному креслу цирюльника, взял железные щипцы и объявил, что сейчас будет драть мне зубы по-старинке. Хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается. Но для начала цирюльник-философ продемонстрировал на ручке кресла, как долго и мучительно сверлит зуб средневековое стоматологическое сверло.
Показал на мне и как правильно надевать маску вливаний: «Из нее вэдэвешники в августе пиво хлестали, заливали в воронку бутылку, и давай! А в Средние века маска вливаний использовалась и для дознания, при допросе преступников».
Стоящий рядом инструмент Гиппократа подозрительно напоминал дыбу. Искусство врачевания и искусство дознания слишком часто идут рука об руку.
- А вот настоящая рубаха из крапивного волокна из сундука моей бабушки! – Николай с гордостью вытащил из сундука власяницу и принялся облачать мою старшую дочь то в монашку, то в чумного доктора. – В те времена считали, что чума передается миазмами – запахами, поэтому в клюв маски чумного доктора напихивали любую пахучую траву, чаще всего полынь. Получался отличный противогаз: не пропускал летающие по воздуху бациллы чумы. Глаза маски закрывали красными стеклышками в честь красных глаз воронов, которые клевали чумные трупы и не заражались. Считалось, что красный глаз отпугивает чуму: не знали, что птицы вообще чумой не болеют. А голову от нападений лихих людей с кистенем защищала докторская шляпа. Дополним наряд перчатками, и вот: это мало изменившийся наряд санитарного врача, готового к встрече хоть с чумой, хоть с лихорадкой Эбола! Смертность среди чумных докторов была очень низкой.
В келье алхимика девочек научили делать черный порох и самостоятельно проводить знакомый по урокам химии опыт «змеи фараона». А разговоры с душевным философом о местных ведьмах, колдовстве и алхимии здесь не передать – страниц не хватит!
Но нас уже ждал Выборгский замок, построенный шведами в 1293 году. Это не только единственная в России средневековая крепость, но и единственный замок, в штате которого состоят кот и палач.
Рыжий кот Филимон стал уже символом Выборгского замка. Ему даже подыскивают пресс-секретаря, чтобы отвечать на многочисленные письма поклонников: писать кота так и не научили. А палач работает в местной камере пыток.
За умеренную плату можно побывать в Рыцарском зале замка и сделать фото в доспехах или наряде жены рыцаря. Башня Святого Олафа была на реставрации. Стоит, пожалуй, приехать, когда ее отремонтируют, взобраться на крышу и сделать панорамный снимок этого прекрасного города.
Если хотите пофотографировать вдоволь и побывать на многочисленных рыцарских турнирах и музыкальных фестивалях в Выборгском замке, лучше всего планировать поездку в этот средневековый городок с мая по сентябрь.
А мы, полюбовавшись на древний рыцарский дом (костел. Св. Гиацинта) и подкрепившись в кафе у Старой ратуши, поспешили в знаменитый парк Монрепо. Музей-заповедник Монрепо находится далеко от Выборгского замка, автобусы туда ходят нечасто, лучше взять такси.
Монрепо знаменит своими покрытыми мхом и лишайником валунами, живописными видами северной природы и … привидениями. Говорят, на острове мертвых Людвигштайне, где ветшают оскверненные склепы семьи основателя парка барона Николаи, бродят призраки членов семейства. Видели здесь не единожды и призрак шведского короля Эриха XVI, который был некогда заточен на острове.
В это легко поверить пасмурным январским днем. Думаю, Эдгару По парк Монрепо определенно понравился бы.
Ольга Поплавская. Фото автора