Уехали в Абхазию: велотуристы из Волгограда покорили горную страну
Шесть дней увлекательного путешествия могут стать примером для других туристов.
Заманчивая идея на несколько дней переместиться из одной точки земного шара в другую на велосипеде, увидеть великолепие гор и почувствовать соленый вкус Черного моря - разве такое возможно?
Оказывается, да. И не только в мечтах и планах, но и в реальности. Как говорится, было бы желание. А у двух жителей Волгограда оно как раз возникло, и возможности отправиться в путешествие в Абхазию в статусе велотуристов совпали с выходными, наличными и попутным ветром.
Михаил и Алексей посетили маленькую, но гордую горную страну на северо-западе Закавказья, миновав свыше тысячи километров. Но следует сразу же внести ясность - часть пути они проделали на поезде. А часть - на своих двоих, накручивая педалями десятки километров каждый день пути по прекрасной Абхазии.
Для отважных волгоградских путешественников поездки на велосипеде - это хобби. И Михаил, и Алексей имеют вполне обычные гражданские профессии, множество увлечений, но велосипед - особая страсть. Он - верный друг и обязательный спутник в поездках как в пределах Волгоградской области, так и за границами региона. Волгоградцы немало проехали по Волгоградской области, изучая регион и любуясь красотами волгоградской природы именно на велосипеде. И теперь решили покорить Абхазию - проехать по ней на велосипедах.
Велотур в Абхазию для обоих стал первым испытанием на прочность в новых территориях. И оба признаются - справились, получили незабываемые впечатления, приятные эмоции и конечно же порцию черноморского загара.
Маршрут поездки в Абхазию составляли заранее в расчете на несколько дней. Планировали посетить самые "звездные" места - Гагры, Пицунду и Сухум. Было решено вещей в дорогу брать по минимуму. Была идея собрать в дорогу палатки, спальные мешки, принадлежности для розжига костра и прочее, но потом решили ехать налегке. Днем любоваться красотами гор и моря, а ночевать в гостиницах или гостевых домах, благо вдоль побережья их великое множество.
Самое важное в начале пути - не забывать о важных деталях, которые понадобятся в дороге, чтобы починить велосипед. Второй важный момент - правильно разобрать и упаковать велосипед в чехол или в пленку, чтобы разместить его на самой верхней полке в купе.
- Перевозка великов в поезде имеет свои особенности, - делится советами Михаил, - длина третьей полки в купейной части плацкартного вагона составляет 166,5 см, если класть поперек - примерно 175 см, это надо учитывать при упаковке вела. Велосипед может быть упакован в чехол, пленку, чтобы ничего не сыпалось на головы пассажирам. Переднее колесо снимается, седло опускается, руль притягивается к раме хомутом, как и снятое колесо.
Да-да, велосипед едет в поезде, как пассажир, для него требуется отдельное место. И недовольства пассажиров велотуристы не слышали - велосипед никому не мешал и ехал до конечной станции "Имеретинский курорт".
Не возникло проблем и с переходом границы.
- В первом пропускном пункте нас отправили в бокс №6, - рассказал Михаил, - там по предъявлении паспортов и собственных лиц мы были "одарены" полосками ламинированной бумаги с надписью "велосипед" - их мы отдали чуть дальше, на следующем посту. Через пару минут мы подъехали к Абхазскому КПП и также без очереди были допущены до сверки паспортов РФ (загранпаспорта не нужны) и пропущены на территорию республики. С трассы на развилке направо проходит малошумная асфальтированная дорога, выходящая через 9 км на трассу у местечка Белые Скалы. Эта дорога была нами выбрана, так как она идет вдоль моря, имеет хорошее покрытие и минует 60-метровый подъем на трассе.
Путь в Алахадзе был запутан и тернист. Волгоградские велосипедисты придерживались дороги вдоль железнодорожной линии, но в какой то момент ее преградила речка. Алексей и Михаил отправились на разведку по железнодорожному мостику и осознали, что продолжение эта дорога после реки имеет, но подтоплена. Потому решили свернуть к трассе и обогнуть неприятный участок.
Вдоль выбранной дороги на всем ее протяжении велотуристов встречали застроенные улицы, магазины и удивительные сочные растения, к примеру бамбук. Единственный недостаток, который отличает такие дороги от трассы и который отметили волгоградцы - невероятное количество резиновых “лежачих полицейских”. Они расположены чуть ли не через каждые 100 метров.
- С погодой нам очень повезло, не было ни дождя, ни жгучего солнца, ни встречного ветра, а потому, наслаждаясь видами, долетели до Гагр гораздо раньше предполагаемого времени, - рассказывают Алексей и Михаил. - Дорога до Гагр не имела резких подъемов, справа шла отдельная широкая велополоса.
Первая ночевка волгоградских туристов состоялась в населенном пункте Алахадзе. Это небольшое село в Гагринском районе. В переводе с абхазского его название звучит как "инжир у источника".
- Нас ждала грунтовая тропа, плавно перешедшая в коровью, - рассказывает Михаил. - Пришлось метров 100 ругаться матом, который сопровождался позвякиванием колокольчиков на шее множества парнокопытных. В какой-то момент выехали на проселочную дорогу и рванули по ней к морю, рассматривая по пути таблички о съеме комнат и пустые полки придорожных магазинов. Занялись поиском жилья. Примерно с пятой попытки нам повезло и, недолго поторговавшись, сняли комнату в гостевом доме по улице Туманяна с бассейном.
Договорившись с хозяевами гостевого дома о ночевке, заехали в местный магазин, купили продукты и воду, отметив, что цены мало чем отличаются от волгоградских.
Во второй день велопутешественники совершили бросок по маршруту Алахадзе - Сухум. Передвигались в основном по асфальту, проезжая и по мелким несложным подъемам и спускам.
- Выехав на трассу, начали длиннющий спуск до Мамыджирхуа - почти 13 километров, встречаясь с завистливыми взглядами встречных велотуристов, тягостно крутящих педали навстречу, - рассказал Михаил. - Разогнались до 50+ км/ч, отлично осознавая, каким малоприятным станет обратный путь через пару дней. Пара остановок позволила отдохнуть, восполнить запас жидкости в организме местным лимонадом и просчитать возможность удлинить путь с Нового Афона до Сухума. До первого, по мнению Яндекса, выходило 1 ч. 15 мин., до второго - 3 часа. Просматривался риск не успеть до темноты. Однако Яндекс нас недооценил, к Афону мы прибыли через 35 минут и рискнули, не мешкая, двинуть в Сухум.
На развилке перед сухумским перевалом "Тещин язык" трек уводил волгоградцев к морю, дорога резко превратилась в гравийную с резким подъемом в гору. Через несколько километров выехали к обвалу. Вернулись, пошли в крутую горку, петлявшую с километр. По дороге пообщались с местными жителями - пожилая женщина вышла на балкон полузаброшенной трехэтажки, помогла уточнить путь.
- Вышли наконец на хороший асфальтовый спуск, и открылись виды, как в Припяти, - заросшие лесом сооружения эпохи СССР, - рассказывают путешественники. - За второй день пути в общей сложности миновали около 80 километров.
В Сухуме нашли подходящее жилье по улице Титова, сошлись в стоимости - 1850 рублей за гостевой домик, заселились, искупались и отправились бродить по набережной города. Перед этим любезные хозяева гостевого дома Аста и Астамур сообщили названия двух заслуживающих внимания кафе.
- После заселения путь наш лежал конечно же на набережную, там сосредоточилась городская жизнь и туристическая активность гостей города, - говорит Михаил. - Здесь решили остаться на день, а затем отправляться в обратный путь.
Сухум оставил у волгоградцев очень приятное впечатление: много зелени, красивая лазурная вода моря, опрятные животные, приятные, общительные жители. Утром Алексей решил отправиться на общественном транспорте на термальные источники, расположенные в 35 километрах от города. Оказалось, что автобусы начинают перевозить пассажиров позже 8 часов. К слову, Сухум имеет свою троллейбусную сеть и стоимость одной поездки - всего 10 рублей. А вот цена на поездку в маршрутке - 200 рублей.
Сухум - крупнейший город Абхазии. Для кого-то он может показаться прекрасным, а у кого-то вызовет удручающее впечатление. Былое великолепие СССР превратилось в груды ненужного хлама. Заброшенные здания, стадионы и жилые дома вызывают чувство печали. Но она отступает под волнением морских волн, от захватывающего дух вида горных вершин.
- Наблюдали интересную особенность дорог в горах, - рассказывает Михаил, - кажется, что дорога пошла на спуск, а на самом деле она идет на подъем. Педали перестаешь крутить, и велосипед останавливается. Видимо, такой эффект возникает из за отсутствия линии горизонта, такая иллюзия.
Посетили волгоградцы и городской рынок. Он изобиловал свежей зеленью, овощами и фруктами, цены на которые приятно удивляли. Килограмм клубники можно было купить за 200 рублей, мандаринов - за 40, фундука - за 750 рублей или за 150 рублей стакан.
- Помимо фруктов, низкой ценой отличилось местное мороженое "Пломбир" - 25 рублей, - говорит Михаил. - В остальном цены идентичны российским. И еще, несмотря на общую обшарпанность, нигде не видно ни мусора, ни баков, ни урн, ни стихийно наваленных куч с отходами. Впрочем, пару баков в Сухуме попались на глаза, но пустые!
Температура воды в море примерно как в Волге на начало июня. На пляже было немноголюдно. Помимо туристов из Волгограда, в море купалась лишь пара из Санкт-Петербурга.
Вечерний Сухум показался волгоградцам очень колоритным даже в спальных районах. Везде фонари и подсветка, люди прогуливаются парами или с семьями. Везде чисто, свежо. А еще - вкусно!
- Про местную еду можно сказать отдельно, - говорит Михаил. - Первый ужин в сухумском кафе "Нартаа", и вполне приличный чек на двоих: 2055 рублей. Принесли все очень быстро. Все вкусно приготовлено.
Велотуристы вспоминают, что им попались очень доброжелательные хозяева, которые после прогулок по городу угостили вкусным кофе, рассказали об истории Сухума, поделились своими мнениями о происходящем в Абхазии.
И уже на следующий день Алексей и Михаил отправились в обратный путь. Им предстояло миновать сложный серпантин "Тещин язык".
- Особенность этого серпантина - он очень узкий, - говорит Михаил, - одна полоса в каждую сторону, а обочина из плит. Если приближается грузовик или автобус, надо съезжать на плиты, тут же теряется и так небольшая скорость.
Обратный путь оказался очень нелегким - многокилометровые крутые подъемы забирали все силы. Далее шел Шларский 13-километровый подъем перед рекой Бзыпь. Волгоградцам приятно было вспомнить, как недавно они с ветерком по нему спускались.
Для велосипедиста это тяжелое испытание - нужно все время ехать в гору, задействовать все внутренние ресурсы, чтобы не останавливаться, как бы не было тяжело. Даже автомобили по такому подъему едут на самой низкой скорости.
Вот и последняя ночевка после долгого трудного пути в горах. Михаил и Алексей остановились в Пицунде, заплатив за номер в гостинице 2000 рублей.
- Утром прогулялись на набережную города, - рассказывают велотуристы, - оказывается, у набережной установлен турникет. Цена прохода через него на набережную города - 50 рублей.
Но волгоградцы обошли турникет через рощу, попав на набережную бесплатно. Нет, не ради экономии, а просто увидели обходной путь через рощу с экзотическими растениями и даже нашли тайную тропу к санаторию "Маяк".
- Из Пицунды выехали утром, проехали Алахадзе, чуть задержались в Гаграх, в парке попили местный лимонад и по трассе отправились загорать на Белые Скалы, - говорит Михаил. - Чтобы к ним спуститься, нужно найти тоннель под железнодорожным полотном либо крутую тропинку поверх.
Искупавшись и обсохнув, волгоградцы проехали последний абхазский отрезок пути - до КПП. Границу прошли так же быстро, минут за 15, а потом решили посмотреть Олимпийский парк, набережную. Велодорожка плавно огибала длиннющее побережье, заполненное отдыхающими и загорающими в откровенных нарядах людьми.
Забежав в местный "Магнит", туристы покатили на вокзал и стали ждать объявления конкретного пути и платформы, на который пришел поезд, отвёзший их домой в родной Волгоград.
К слову, поездка волгоградских велотуристов оказалась весьма бюджетной. Не сильно экономили, но особо и не тратили. В общей сложности на билеты, жилье и питание Алексей и Михаил израсходовали по 13 тысяч рублей.