Поисковики отряда «Волга»: На сто поднятых бойцов приходится две именные капсулы
Но опознать защитников Отечества помогают и другие зацепки.
В преддверии 78-летия Сталинградской победы «Городские вести» в рамках проекта «Поисковые истории» побывали в Тракторозаводском районе. Здесь в муниципальном подростково-молодёжном клубе «Луч» базируется поисковый отряд «Волга». Более 20 лет он занимается поиском солдат, не вернувшихся с полей Сталинградской битвы. Кроме того, за время экспедиций волонтёры отряда нашли свыше тысячи различных артефактов: оружие, вещи, части формы и снаряжения, которые сейчас выставлены в комнате боевой славы. Прийти в музей может любой желающий, где ему бесплатно проведут интереснейшую экскурсию и даже позволят прикоснуться к экспонатам.
– К нам приходят не только волгоградцы, очень частыми гостями становятся иногородние жители. Люди через сайт узнают о нас и делают заявки, – рассказывает командир отряда Илья Курышев.
Сами себя волонтёры называют «бойцами». В отряде не только школьники-подростки. Записаться в добровольцы приходят и представители старшего поколения, перешагнувшие за 30, 40 и даже 70 лет. Что движет этими людьми? Многие отвечают, что им небезразлична история родного города.
– Молодёжь в поисковых экспедициях взрослеет, – поясняет Илья. – Уезжает первый раз на вахту такой «парень с района», который думает, что его ждёт романтика: природа, палатки, посиделки у костра. А когда к вечеру вместе с другими бойцами отряда он поднимет, к примеру, 200 безымянных солдат из захоронения, уже совсем иначе смотрит на многие вещи. Бывают слёзы. Нет, не от усталости… От сострадания к погибшим. Кто хоть раз участвовал в поиске, запоминает это на всю жизнь и по возможности возвращается к этому снова.
Удачей поисковика считается найти рядом с останками бойца его опознавательный медальон, в простонародье «смертник». Имея такую информацию, волонтёры стараются разыскать родных погибшего. И порой это не менее сложно.
– Мы знаем буквально всё о красноармейце Леониде Урбане, вплоть до размера обуви, – говорит Курышев. – Родился он в Ленинграде, работал на заводе, погиб в боях за Сталинград. И вроде бы родственники имеются, но пока не отозвались.
Аналогичная ситуация с красноармейцем Багитом Дукмановым, лейтенантом Николаем Ежовым…
Впрочем, такие истории скорее исключение. В большинстве случаев защитники Сталинграда всё же «возвращаются» в семью. Так, последний из бойцов, поднятых отрядом «Волга», – Семён Куашвили 1920 года рождения. Найден на Лысой горе. Дома, в Грузии, его ждут правнуки, которые даже сделали тест ДНК. Но пока передать останки защитника Сталинграда его родным мешает пандемия.
Вернуть имя безымянному солдату нередко помогает награда. И не всегда боевая. Так было, например, с красноармейцем Курочкиным. При нём поисковики нашли серебряную медаль участника выставки ВДНХ, на которую у родственников бойца сохранилось удостоверение. Внучка до последнего не верила, что это её дедушка, а когда по телефону сверили все цифры номерной медали, женщина разрыдалась в голос.
Личные инициалы солдат находят на котелках, кружках, алюминиевых ложках. Но полным именем бойцы подписывали их не всегда, поскольку делали это ради бытовых нужд, чтобы не путались. К тому же найденные вещи не всегда принадлежат тому, рядом с кем их обнаружили. Конечно, надёжнее всего медальоны или годные для прочтения документы. Но на каждые сто поднятых бойцов приходится в среднем лишь две именные капсулы…
Чаще всего на нехитрых солдатских принадлежностях встречаются инициалы бойцов. В музее хранятся несколько «именных» ложек. На одной из них скупо «мичман», на другой подробно указано «август, разъезд 47, 41 год. Дальний Восток А.Ю». Есть бритвенный станок с нацарапанной гвоздём или пулей одной лишь фамилией «Рекунов». А на мундштуке значится целое послание «На память М. В. Г. от Г. Т. А. «Помни старшину Крюкова».
Сохранился портсигар Михаила Андреева, прошедшего Сталинградское сражение, но погибшего в 1944 году при защите Ленинграда. Портсигар вдове солдата передал его друг, а та в свою очередь подарила музею.
Среди поднятых поисковиками вещей есть те, которые принадлежали мирному населению, попавшему под бомбёжки врага. Одна из самых страшных находок – подмёток детского сапожка….