Новые технологии занимают все больше места в жизнедеятельности людей.

Отрасль БПЛА находится на стыке профессий оператора, инженера и программиста, она является одной из самых перспективных и востребованных. Те, кто владеет такими навыками, способен решать самые различные задачи. Научиться управлять дронами можно в школе. Одним из учебных учреждений Волгограда, в которых реализуется такой проект, стал лицей №2.
Воздушные старты
На занятия по управлению беспилотниками, организованными в лицее №2 Краснооктябрьского района Волгограда, приходят и мальчики, и девочки. Самые младшие из них учатся в седьмом классе, а самые старшие - в девятом.
Просторное помещение, в котором учат ребят, похоже на добротное конструкторское бюро. Кружковцы увлеченно собирают легкие квадрокоптеры, на компьютере программируют машину. Чем не инженеры?
- Наше учебное учреждение в 2024 году стало участником регионального проекта создания специализированных кружков и центров практической подготовки для управления беспилотными системами, - рассказывает директор лицея № 2 Ольга Кузнецова. – Мы очень рады тому, что вошли в этот проект. Беспилотники сегодня используются в самых разных отраслях. В том числе при оказании помощи людям во время чрезвычайных ситуаций.
В помещении школы созданы два специализированных кабинета под беспилотные авиционные системы. Помещения полностью оборудованы. Дети с удовольствием посещают кружки. В них обучаются пока 75 школьников, но в будущем их станет больше. Интерес кружок вызывает у лицеистов колоссальный.
Занятия длятся по 3 часа в неделю. Один час – теория, два – практика. Дети же так увлечены, что хотели бы и больше времени проводить за «полетами».
Лицей вышел уже с предложением к вышестоящему руководству с тем, что готов в скором времени провести конкурс управления БПЛА, назвав его, например дрон-реслингом.
- Пока мы только осваиваем проект, поэтому не сильно торопимся с конкурсом. Но такая идея есть и в следующем году, уверена, будем в полной готовности воплотить ее в жизнь, - говорит Ольга Кузнецова.





Полеты наяву
Ребятам, занимающимся в кружке, в конце года выдадут свидетельство о том, что они прошли обучающий курс управления БПЛА. Согласитесь, полезный документ в портфолио будущего специалиста.
Практикуются ребята в двух помещениях – малом и большом кубах. Оба они оборудованы полосами препятствия для квадрокоптеров, только масштабы у них разные, соответствующие названиям. Еще одна площадка расположена под открытым небом. Здесь тренировки проводятся в теплое время года.
Мальчишки и девчонки увлеченно запускают свои коптеры, задавая им разные траектории палета. Выше положенных четырех метров беспилотники не отправляют.
Среди обучающихся уже есть свои признанные асы. Джойстик в их руках, как штурвал лайнера, и они мастерски им управляют.
- Мне нравятся занятия в этом кружке. И то, как педагог передает теоретический материал, и, конечно, практические занятия, - делится впечатлениями ученица седьмого класса Лариса Маврина. – Уже могу управлять коптером, научилась также паять детали, знаю все его внутренности. Не знаю пока, пригодятся ли мне в будущей профессии эти навыки, но все возможно.
Еще один кружковец, тоже ученик 7 класса, Сергей Коновалов, даже не сомневается – лишними такие знания не бывают. Они помогают развивать внимательность, мелкую моторику, реакцию. Подросток отлично «водит» коптеры. Машина под его управлением уверенно летит туда, куда надо. Как по взмаху волшебной палочки БПЛА стартует с места, затем залетает в кольцо сначала с одной стороны, затем с другой, оттуда – в арку, потом плавно приземляется.

- Сейчас это дается мне легче, потому что в кружке я занимаюсь довольно долгое время - с осени. В настоящее время мы практикуем большую полетную зону, в которой можем летать даже на двух дронах одновременно, - говорит Сережа.
Педагоги, которые преподают ребятам, прошли спецподготовку. Курс длился 272 часа. Учились на симуляторах онлайн, еще две недели практиковались в городе Грозном на больших беспилотных системах.
- Получили отличный опыт, - рассказывает преподаватель физики, педагог дополнительного образования по беспилотным авиасистемам Нина Левчук. – Не скажу, что было сложно, но точно интересно. Мы будто вернулись в студенчество. Жили в общежитии, получали знания, сдавали экзамены. Теперь учим детей. В кружок ходят в основном ребята, которым нравится техника. Они хорошо собирают и разбирают беспилотники, конструируют такие системы.
Сначала школьники занимаются на симуляторах, осваивают виртуальный полет с помощью джойстика. Когда у них получается хорошо – приступают к полетам в малой зоне, выполняя разные задания.





Беспилотные авиасистемы, говорит Левчук, это аппараты, которыми должен научиться управлять каждый. За ними – будущее. Нужны они в градостроении, при тушении пожаров, поиске людей, в сельском хозяйстве и много где еще.
Более 146 млн рублей направят из бюджета Волгоградской области в 2025 году на дальнейшее развитие губернаторского проекта по повышению грамотности в сфере беспилотной авиации. Это позволит вдвое увеличить число обучающихся в профильных центрах, создать дополнительные образовательные площадки.
Муниципалитеты могут направить выделенные средства либо на создание дополнительных групп в ранее созданных 45 центрах по обучению в сфере беспилотной авиации, либо открыть новые площадки в учреждениях образования. Будут приобретены комплекты оборудования, в которые входят квадрокоптеры и конструкторы для их сборки, симуляторы, средства для безопасного пилотирования, а также более технологичные FPV-дроны.
Региональная программа в сфере беспилотной авиации реализуется по инициативе губернатора Волгоградской области Андрея Бочаров с 2024 года. В 45 центрах, созданных во всех муниципалитетах региона, уже прошли обучение порядка 1,5 тыс. школьников. В 2025 году навыки управления дронами, которые используются сегодня во многих отраслях народного хозяйства, получат еще 3 тыс. человек.