В преддверии Международного дня глухих людей «Городские вести» решили рассказать о глухом водителе. С ним мы общались через сурдопереводчика.
Помните сериал «Шерлок» от BBC? В первой серии первого сезона водитель такси жалуется знаменитому сыщику, что шоферы – невидимки. На них никто не обращает внимания. Водитель сравнивает их с макушкой, которая редко видна. Согласитесь, нам действительно все равно, кто нас везет, не интересны подробности его личной жизни. Ситуация в корне меняется, когда водитель неслышащий.
В такси с глухим водителем уже не получится просто скролить новостную ленту или смотреть в окно. Вы так или иначе задумаетесь о судьбе таксиста.
О судьбе
Нашего героя зовут Валерий Цыганков. Ему 59 лет. У мужчины есть неслышащая жена Надежда и две прекрасные и абсолютно здоровые дочки Жанна и Карина. Валерий с гордостью называет себя дедушкой, у него подрастают внук и внучка.
Валерий родился и всю жизнь живет в Волгограде. И он не слышит с двух лет. Да, мальчик родился здоровым и прекрасно все слышал. Но двухлетний малыш сильно простудился. Спустя много лет Валерий уже и не помнит, почему у него воспалилось ухо.
- Скорее всего, мама легко меня одевала, а дома часто были открыты все форточки, - вспоминает детство Валерий. – Я мог бы быть слышащим, но мама не уследила, я заболел.
Воспаление со временем убрали, но вот слух пропал. Мама мальчика очень переживала и не знала, как вести себя с ребенком-инвалидом. Она не нашла ничего лучшего на тот момент, чем отправить ребенка в интернат. На два года Валерий стал сиротой при живой матери. Но прошло время и мать мальчика одумалась. Она пожалела своего малыша и совладала со страхами. Валеру забрали домой.
Валерий учился в школе для глухих детей. Он окончил 11 классов, но в последний – 12-й – пойти не смог. Дома не хватало денег, матери нужно было помогать. Валерий как настоящий мужчина начал работать и зарабатывать.
Найти работу – большая проблема
Глухих людей не хотят брать на работу, им часто отказывают на «собеседованиях». Валерий начинал свой карьерный путь с работы на судне. Корабль перевозил овощи. А потом мужчину занесло на одно из предприятий. На заводе Валерия научили работе сварщика, он даже получил профессиональный разряд. Обучение заняло 2-3 месяца. Со всеми заданиями Валерий справлялся, поэтому его оставили в команде. Он трудился сварщиком и обрубщиком.
Работа на заводе была очень тяжелой и выматывающей. Но сменить работу долго не получалось.
Промышленность Валерий решил променять на торговлю. Он оформил ИП и стал продавцом на базаре. «Бизнес» был разный: Валерий продавал канцтовары, книги, продукты. Но всегда оставались проблемы с деньгами, которые надо было решать.
Первый опыт работы шофером
Около полугода Валерий прожил в Москве. Именно там в 2018 году он впервые попробовал себя в роли водителя. Друг предложил стать таксистом для эксперимента. Он скачал таксометр и начал его изучать. Лишь со временем Валерий понял, как принимать заказы и ориентироваться в приложении. Месяц «мучений» подарил годы успешной и любимой работы.
Валерий вернулся в родной город и продолжил таксовать. Он сотрудничает с «Яндекс Такси» уже пятый год как самозанятый. До этого два года мужчина работал в таксопарках, но всегда что-то не устраивало. Наконец пазл сложился – и работа нравится, и доход приличный.
Реакция пассажиров
Еще несколько лет назад пассажиры негативно реагировали на глухого водителя. Люди могли выйти из машины, узнав о неслышащем таксисте. Было много недовольных «таким» шофером. Но годы сгладили ситуацию. Все больше человек относятся с пониманием и вниманием к Валерию.
Например, последний неприятный эпизод у Валерия был пять месяцев назад. И пока это не повторялось. Большинство адекватных пассажиров не видят в этом никакой проблемы.
На подголовнике сиденья есть табличка «Водитель не слышит». Пассажиры видят ее и печатают текст в заметках или чате самого приложения. Валерий без проблем читает и отвечает попутчику, когда машина не в движении. Кто-то начинает махать руками и объяснять что-то жестами. Валерий обязательно остановится и постарается понять. Но текстом все же удобнее.
А вот сам Валерий редко возит глухих пассажиров. Это буквально 1-2 раза в месяц.
Обман в такси с глухим водителем
Некоторые пассажиры используют особенность Валерия себе на пользу. Недавно Валерию поступил заказ: человек находился в 70 км от Волгограда. Водитель решился на такой маршрут. Пассажир сразу объяснил, что забыл деньги. Но на месте назначения его якобы ждал друг с нужной суммой для оплаты. Когда машина приехала на место, пассажир убежал. Валерий не получил ни копейки за долгую поездку.
- Если не оплачивают – ну и ладно, я не злюсь, все равно не поймаю, - рассказывает о реакции на ушлых пассажиров Валерий.
Пассажиры указывают не ту точку или опаздывают – ошибок бывает много. Но Валерий не нервничает.
- Я, наоборот, стараюсь всем помочь. Сумки могу донести до машины, дверь открыть. Мне несложно, я ко всему отношусь спокойно.
Копилка историй
У водителей такси всегда много интересных историй. Целый день они возят разных людей и видят многое. Валерий рассказал нам несколько таких историй – жутких и приятных.
Как-то в машину сели трое пьяных мужчин. Они попросили отвезти их на кладбище. Валерий выполнил заказ и уже собирался быстрее покинуть некомфортное место. Но компания попросила подождать и отвезти их обратно. Валерий согласился. Но обратная дорога была еще хуже – через пять минут компания вернулась, вела себя неадекватно и явно делала на кладбище что-то странное.
Был один пьяный пассажир. Он не понял, что Валерий не слышит. Видимо, кричал, пытался объяснить. В какой-то момент попутчик начал бить по спине, толкать. Валерий испугался, что попадет в ДТП, и остановил машину. Такие случаи иногда происходят. Водитель останавливается и настоятельно просит пассажира выйти. Если он успокаивается и приходит в себя, то поездка продолжается. Если нет, Валерий не ругается, а просто отказывается от заказа.
Но положительных историй у Валерия все же больше. Например, в праздничный день в машину сели две женщины. Они попросили водителя вставить флешку с музыкой, чтобы устроить дискотеку. Валерий не отказал и включил девушкам хиты. Женщины веселились, подтанцовывали, смеялись. А Валерию было приятно смотреть за их хорошим настроением. Путешественницы оставили щедрые чаевые, подняв настрой и водителю. А в другой раз Валерий очень бережно и аккуратно довез беременную девушку. Валерий подключил все свои навыки безопасной езды. Будущая мама была очень благодарна.
О заработках
Раньше Валерий проводил за рулем по 12 часов в сутки с небольшими перерывами. Но пару лет в таком графике – и привет, проблемы со здоровьем. У Валерия стало сводить мышцы ног, заболела спина. Сейчас водитель не работает больше 8 часов.
- В месяц у меня выходит 130-150 тысяч рублей. Но часть денег уходит на бензин и ремонт машины, - объясняет Валерий. – Хотелось бы зарабатывать больше.
Комьюнити для глухих водителей
В Волгограде есть группа с глухими водителями, которые работают в такси. Сейчас в ней 22 человека. Они чатятся, поддерживают друг друга, дают советы и выручают на дороге. Каждые 2-3 месяца все участники собираются и обсуждают произошедшее за этот период вживую.
О планах на будущее
Сейчас Валерия «кормит» синий Renault Logan 2017 года. Но машина устарела. Да и Валерий хочет перейти с «эконома» на «комфорт плюс».
- Мечтаю купить Toyota Camry VIII (XV70) 2021-2022 года выпуска. Машина как раз подходит для «комфорт плюс», - делится планами Валерий. - Но кредит взять непросто, новые машины дорогие.
Новая машина нужна не только, чтобы больше заработать. Валерий также хочет с комфортом возить семью к родственникам в деревню. Там живет бабушка, которой нужно помогать.
Валерий хотел бы переехать в Москву или Сочи и работать там. Несмотря на все жизненные сложности, он не перестает думать о карьерных перспективах.
Подытоживая разговор, Валерий говорит, что не видит в работе ни одного минуса. Его ничего не раздражает в такси. Он любит водить, комфортно чувствует себя за рулем (а как иначе с 23-летним стажем?!, хорошо знает город. И надеется, что дальше – только больше.