100-летняя сталинградка рассказала о последнем рейсе парохода "Иосиф Сталин" с эвакуированными жителями осажденного города
Пассажир погибшего теплохода, очевидица тех трагических событий Анна Сергеевна Анищенко в августе 2023 года отметит вековой юбилей
Она родилась в селе Аксай Сталинградской области в 1923 году. Потом жила в Бекетовке и каждый день “по ветке” ездила на работу на швейную фабрику им. 8 Марта, которая была рядом с железнодорожным вокзалом. Там девушки шили форму для бойцов Красной Армии.
- Сталинград был красивый, хороший город, идешь от Красных казарм, а он весь в зелени, заасфальтирован, ездил трамваи, - вспоминает она. - Потом все это было взорвано, разрушено, уничтожено…
Налеты немецкой авиации по мирному городу, по ее воспоминаниям, были трижды в день. Утром, днем, вечером испуганные люди бежали в укрытия.
- Я под койкой пряталась, - рассказывает Анна Сергеевна. - Схвачу дочку и под кровать. Думаю, если уж убьют, то вместе нас.
Во время войны у Анны Сергеевны родилась дочка. В августе 42-го ей не исполнилось и годика. Отец ее Иван Борисович Копотилов до войны был участковым в Бекетовке. Они даже не смогли поженится. Сначала юной тогда Ане Науменко не было 18 лет, а потом началась война. Ивана мобилизовали и он встал на защиту города.
В тот самый страшный для Сталинграда день - 23 августа 1942 года, когда на Сталинград немецкие самолеты сбросили тысячи бомб, дым и зарево пожарищ стояли такие, что по воспоминаниям Анны Сергеевны, было непонятно день сейчас или ночь. Горело все. Чудом, но мама с дочкой выжили в этом огненном аду.
В чем была - в сарафане, деревянных босоножках, с малышкой, спеленутой в тонкую простынку - они искали спасения. Как членов семей сотрудников НКВД, в основном это были женщины и дети, их должны были эвакуировать на пароходе. Назывался он “Иосиф Сталин”. Однако отплыть в тот день они не смогли. Днём 24 августа артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. И все суда скопились в простреливаемой акватории, что было еще опасней. 27 августа было принято решение прорываться под непрерывным огнем противника.
- На пристани стояли три парохода. Когда людей принимали на борт, пристань начали бомбить, - рассказывает Анна Сергеевна.
Суда шли в колонне. "Иосиф Сталин" был замыкающим. Первые два - "Михаил Калинин" и "Парижская Коммуна" - хоть и получили повреждения из-за обстрелов с берега, смогли проскочить опасный участок. А к тому моменту, когда "Иосиф Сталин" подошел к опасной зоне немецкие орудия были выдвинуты на максимальную позицию, с расстояния в 200 метров они расстреливали пассажирский теплоход практически в упор. Вспыхнул пожар, корабль потерял ход. Капитан Иван Рачков принял решение посадить пароход на песчаный осерёдок "Ахтубинский", чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Во время этого боя он был смертельно ранен. А Анна Сергеевна, привязав веревками дочку к спине, прыгнула в воду с горящего умирающего корабля. Вместе с ними с парохода «Иосиф Сталин» спаслось около 200 человек. По некоторым данным он перевозил 1200 пассажиров.
Несколько дней они провели на небольшом острове, ожидая без всякой еды и одежды, когда их смогут переправить на берег в безопасное место. Уже после, как вспоминает Анна Сергеевна, “несколько дней лежали, в здании какой-то церкви”, ожидая переправы на Куйбышев (Самару).
- Дали нам по кусочку хлеба. Или муки дадут, водой разведешь, сделаешь лепешки и на железках каких-то жаришь, - рассказывает Анна Сергеевна.
Уже потом измученных людей посадили в вагоны и отправили в небольшое поселение, где они ждали покуда не выправят новые документы, взамен утраченных на погибшем теплоходе.
Она вспоминает, как во время этих скитаний, приходилось жить в шалашах, построенных своими руками из веток, спали прямо так на траве. Разогревали еду в каких-то консервных банках на кострах. И тоже были бомбежки, и каждый раз при налете нужно было немедленно залить костер, чтобы не было дыма.
Когда, наконец, документы восстановили, Анна Сергеевна с дочкой отправились в Казахстан к родне мужа, где он после войны ее и нашел.
Иван Борисович выстоял Сталинградскую битву, был награжден. После Победы они вернулись в Бекетовку. Жили с другими семьями сотрудников органов внутренних дел в двухэтажном бараке. На который приходилась всего-навсего одна печка, находившаяся на улице.
После по линии правопорядка он служил в Котельников, Львове, Казахстане. Вместе с ним по большой советской стране путешествовала и семья.
Анна Сергеевна вышла замуж второй раз. Одно время работала на шахте по добыче свинцовой руды в Казахстане. Здоровье ее было подорвано, и единственная дочка, рожденная в Сталинграде, так и осталась единственной. Сейчас Анна Сергеевна в окружении дочери, внуков и правнуков живет в городе Кореновск Краснодарского Края. Все они любят свою героическую бабушку, и когда семья собирается за одним столом, они слушают истории о далекой войне и о том, какой ценой далась Победа.