«Его строили еще немцы Поволжья»: в Волгоградской области 90-летний уникальный мост стал туристическим хитом
24 сентября сооружение, восстановленное в рамках госпрограммы, осмотрел губернатор.
В Волгоградской области привели в порядок уникальный мост, расположенный на территории Старополтавского района. Сооружение, возведенное в далеком 1928 году, осмотрел в ходе рабочей поездки губернатор региона Андрей Бочаров. Считается, что Верхнеерусланский шлюзовый мост является единственным таким сооружением во всей России. В ближайшем будущем популярное среди туристов сооружение станет еще привлекательней.
20-тонный мост с тремя шлюзами находится в пойме реки Еруслан. Помимо задержания талых вод, он работал еще и как мини-ГЭС, обеспечивая электроэнергией жителей прилегающих территорий. А возводили его 93 года назад немцы Поволжья в ходе строительства дороги от кантонного центра Старая Полтавка до железнодорожной станции Гмелинская.
Согласно исторической справке, мост был сооружён на бетонном основании и стоял на деревянных сваях. Все конструкции моста выполнены из металла. Створки шлюзов тоже металлические — по пять метров в ширину и по четыре метра в высоту. Все три створки раньше опускались вручную с помощью специальных механизмов, установленных на эстакаде. Чтобы опустить шандоры, рабочим приходилось карабкаться по вертикальным лестницам на высоту пять метров.
Строительством уникального моста почти столетие назад в Старополтавском районе была решена проблема орошения в засушливой степной зоне. Интересен тот факт, что мост не сразу превратился в мини-ГЭС.
— В конце тридцатых годов 20-го века инженерам и мелиораторам пришла мысль построить у моста настоящую гидроэлектростанцию, — говорится в исторической справке. В итоге появился проект, которым предполагалось снабжать электроэнергией районный центр Старую Полтавку и близлежащее село Верхний Еруслан (Гнадентау). Для реализации проекта с левой стороны моста, по ходу течения, на глубине одного метра ниже уровня воды уложили трубу, по которой вода поступала на крыльчатку турбины, установленную в здании построенной гидротурбинной. Посредством ременной передачи от турбины приводился в движение генератор, дававший ток.
Проект был реализован, и мини-ГЭС проработала в Старополтавском районе 20 лет. Однако в 1950 году во время паводка уровень воды в водохранилище стал быстро падать. Специалисты провели обследование плотины и выяснили, что вода уходит под фундамент моста. Во избежание разрушения мостового перехода, воду из хранилища пришлось выпустить.
— Проведенное позже приглашенными водолазами обследование показало, что деревянные сваи моста подгнили, грунт у плотины со стороны сливного пола был размыт, часть бетонного основания моста держалась на весу. Турбину демонтировали, а мост ещё несколько лет выполнял свои функции. В 1980-е годы было решено проложить новый мостовой переход через реку Еруслан — несколько южнее существующего моста. Проезд по старому мосту был закрыт. Шлюзы к этому времени также прекратили использовать.
Обновление моста, давно являющегося туристической достопримечательностью, стало возможным благодаря участию региона в госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий». Элементы уникального сооружения очистили и покрасили, обновили перила и защитные ограждения, укрепили перекрытия, уложили тротуарную плитку. Также было отреставрировано здание гидротурбинной, которое до начала работ представляло собой руины без окон, дверей, крыши.
— Общая стоимость реконструкции составила порядка 1,5 млн рублей. До конца года здесь также планируют смонтировать архитектурную подсветку и систему видеонаблюдения, установить лавочки, — сообщают в администрации Волгоградской области.
Добавим, что мост входит в комплекс достопримечательностей местной религиозной организации «Евангелическо-Лютеранская община Гнадентау». За туристический сезон объект посещают более 2,5 тыс. чел. со всех регионов России. Позднее община планирует открыть в здании гидротурбинной экспозицию по истории строительства моста.