Поехать в 1943 году, в разгар войны, в Москву учиться музыке... Чтобы решиться на это, нужна особая одержимость и вера в свой талант. Такая вера у Александры Пахмутовой была всегда.
Александра Николаевна Пахмутова родилась в 1929 году в поселке Бекетовка под Сталинградом. Ее отец Николай Андрианович был рабочим на электростанции, в юности подрабатывал в кинотеатре тапером. А мать Мария Андреевна - домохозяйкой.
К музыке маленькую Александру приобщил отец. Она захотела учиться играть на пианино «как папа». Но в Бекетовке не было музыкальной школы, и мать дважды в неделю возила маленькую Александру за восемнадцать километров в Сталинград.
22 июня 1941 года ученица четвертого класса сталинградской музыкальной школы Александра Пахмутова играла в городском театре произведения Гайдна и собственные сочинения. Концерт прервало сообщение о начале войны. 1 ноября 1941 года во время первого же налета бомбардировщиков на Сталинград погибла учительница музыки Александры Пахмутовой Мария Лазаревна Троицкая: бомба угодила в здание музыкальной школы.
Вскоре семью Пахмутовых эвакуировали в Караганду, в Казахстан. Там было безопасно. Бомбы не падали на головы. Но летом 1943 года семья все же вернулась в разрушенный Сталинград.
А потом... Это казалось немыслимым: в 1943 году, в самый разгар войны, ехать в Москву. Но 14-летняя Аля, которая не мыслила себе жизни без музыки, упросила отца отвезти ее в столицу учиться в музыкальном училище при Московской консерватории. Она уже знала: хочет писать песни и симфонии. Будет композитором. Это судьба.
Осенью 1943 года Александру зачислили в шестой класс Центральной детской музыкальной школы при Московской консерватории. При поступлении была отмечена ее исключительная музыкальная одаренность.
Своего фортепиано в Москве у девочки не было: жилось трудно, в тесноте. И чтобы готовиться к занятиям, Пахмутова приходила в класс раньше всех и там тренировалась. Правильно говорят: гениальность — это 1% таланта и 99% упорства и каторжного труда!
Уже в седьмом классе Александра стала участницей кружка юных композиторов. Талантливый композитор и великолепный педагог Виссарион Шебалин, у которого занималась Пахмутова, учил Александру избегать малейшей фальши, все чувства выражать предельно искренне, но в то же время сдержанно. Эти советы будущая знаменитость запомнила на всю жизнь.
Сначала Пахмутова писала симфонические увертюры «Юность» и «Тюрингия», музыку к радиопостановкам «Противная сторона», классические концерты. Композитором-песенником наша землячка стала после успеха «Песни о тревожной молодости», написанной в содружестве с Львом Ошаниным для фильма «По ту сторону». Успех так воодушевил Александру Пахмутову, что песни для известнейших исполнителей советской эстрады посыпались как из рога изобилия.
«Главное, ребята, сердцем не стареть», «Мы учим летать самолеты», «Обнимая небо крепкими руками», «На взлет», «Нежность», «Орлята учатся летать», «Беловежская пуща» и другие песни на музыку Пахмутовой до сих пор звучат на радио и телевидении.
В поездках по местам комсомольских строек и на Братскую ГЭС Пахмутова познакомилась со своим будущим мужем и соавтором, поэтом Николаем Добронравовым. А в 1980 году Александре Пахмутовой было доверено особое задание: написать песню, которая должна закрывать Олимпийские игры в Москве.
Песня-прощание «До свидания» получилась лаконичной, выразительной и бьющей точно в цель. Она стала кульминацией церемонии закрытия Игр, вызвала слезы не только у симпатичного изображения Мишки-талисмана, но и у миллионов советских телезрителей.
Александра Пахмутова не забывает родной Волгоград. И часто приезжает на родину, где поддерживает молодых талантливых музыкантов.