На предприятии заработал первый цех по производству металлоконструкций.
Некогда огромное промышленное предприятие – Волгоградский завод буровой техники – уже более 6 лет не работал. Созданный в 1981 году, он более 30 лет специализировался на создании и производстве буровых установок и противовыбросового оборудования для российских и зарубежных нефтегазодобывающих компаний. Продукция завода применялась практически во всех регионах страны, странах СНГ и более чем в двадцати государствах мира. Конструкторы и технологи ВЗБТ разработали 27 видов буровой техники, за создание и промышленное внедрение импортозамещающей техники для обеспечения экологически безопасного бурения нефтяных и газовых скважин в 2010 году десять работников предприятия получили звание лауреатов премии Правительства РФ в области науки и техники.
Последний выпуск продукции был осуществлен в 2012 году, после чего для завода наступили тяжелые времена. Но сейчас предприятие вновь возвращается к жизни.
– Последние четыре года было введено конкурсное управление, это были тяжелые годы для предприятия, завод раскупался частями, его просто хотели сдать на металлолом, – рассказал генеральный директор ВЗБТ Александр Рамзаев. – В прошлом году на торги был выставлен последний лот. Если бы власти и губернатор не вмешались, завод бы прекратил свое существование. Но вмешался Андрей Иванович Бочаров и имущественный корпус приобрело ООО «Корпорация «Красный Октябрь».
Ранее попытки возобновить производство также предпринимались. Региональные власти поднимали этот вопрос на федеральном уровне, обращались к собственникам завода, но владельцы ВЗБТ конструктивный диалог не поддержали.
26 марта 2015 года на заседании Совета директоров Волгоградской области губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров отметил, что диалог с собственником крайне важен для решения вопросов проблемных предприятий.
– ВЗБТ не может участвовать в государственных программах, потому что его собственник – оффшорная структура, зарегистрированная за рубежом. Владелец не развивает производство, а предприятие интересно для инвесторов, потому либо занимайтесь заводом, либо передайте тем, кто готов работать, – тогда заявил Андрей Бочаров.
Сейчас завод возрождается. Восстанавливается хозяйственная деятельность: оборудование, техника, проходит лицензирование, предприятие готовится к запуску основного производства.
– Пока предприятие не работает по своему основному направлению, но уже сейчас есть контракт с уренгойской компанией по доработке металлоконструкций буровых вышек, – продолжает Александр Рамзаев. – Мы запустили корпус металлоконструкций, а это быстрые деньги. На основное оборудование получаем лицензии, ведь выйти на рынок нефтегазового оборудования непросто. Продолжается набор персонала, на предприятии уже работают около 150 человек. Бывшие сотрудники готовы вернуться.
Корпус № 1 был запущен 20 мая 2020 года. Перед запуском здесь привели в рабочее состояние 9 мостовых кранов грузоподъемностью 20,5 тонны, другую технику. ВЗБТ сохранит свое основное направление деятельности – производство буровых установок, а также расширит профиль за счет освоения рынка металлоконструкций. В частности, уже есть первый заказ по нанесению антикоррозийного покрытия на 500 тонн металлоконструкций.
– И это все несмотря на то, что очень многие уже поставили крест на предприятии, – говорит генеральный директор. – Металлоконструкции, производимые на нем, могут использоваться для мостовых переходов, высоковольтных линий электропередач, эстакад. Буровую технику мы начнем выпускать в 2021 году, до этого еще предстоит пройти большую работу, практически заново восстановить производство. Сейчас уже вложено более 13 миллионов рублей, завод включен в региональный фонд развития, ведутся переговоры с инвесторами. Есть и заинтересованность серьезных игроков нефтегазового сектора экономики.
По словам Андрея Бочарова, с первых шагов возрождения инвесторы ответственно подходят к заботе о трудовом коллективе, уже ремонтируются бытовки, подсобные помещения, создаются комфортные условия труда для работников предприятия. Да и благодаря совместной межведомственной работе удалось минимизировать долги по заработной плате перед бывшими сотрудниками ВЗБТ — задолженность по зарплате уже сократилась в разы, на 1 мая 2020 года она составила 34,3 миллиона рублей против 164,2 миллиона.
– Очень отрадно, что после шестилетнего простоя предприятие начало возрождаться, – говорит начальник корпуса № 1 Владимир Кедин. – Возрождение началось с корпуса металлоконструкций, который не связан напрямую с нефтяной промышленностью, но необходим предприятию. На сварочно-сборочном участке планируется производство 150 тонн металлоконструкций в месяц.
Добавим, что администрация Волгоградской области проводит системную адресную работу с предприятиями, попавшими в сложную ситуацию. Взаимодействие руководства региона с собственниками и директорским корпусом, возвращение доверия и поддержки региона со стороны федерального центра позволяют возрождать промышленность, а также решать вопросы, которые ранее считались неразрешимыми.
Так, благодаря достигнутым договоренностям между администрацией региона, компаниями РУСАЛ и «РусГидро» в 2018 году после пятилетнего простоя возобновилось электролизное производство на Волгоградском алюминиевом заводе. Сейчас предприятие выходит на новый уровень развития, создается современное производство полного цикла – от выпуска сырья до товаров народного потребления.
Такая последовательная политика региона дала результат и на площадке «Химпрома»: были выполнены все обязательства перед коллективом, сохранен производственный комплекс, активизирована работа по ликвидации накопленного экологического ущерба. Но самое главное – найден крупный инвестор, который запустил российско-японский проект по созданию производства метанола на площадке «Химпрома».
Взаимодействие с собственниками, директорским корпусом предприятия, инвесторами позволило на базе банкротной площадки АО «Газпром-Кран» в конце 2017 года создать предприятие ООО «Камышинский крановый завод».
Включилась администрация Волгоградской области и в комплексную работу по оздоровлению предприятия «Красный Октябрь». Губернатор Андрей Бочаров провел ряд рабочих поездок на завод; встреч с коллективом, экспертами, заручился поддержкой федерального центра. Благодаря совместным усилиям удалось возобновить производственную деятельность предприятия, сохранить коллектив и возобновить производство.