В Волгограде живет реставратор самоваров
Волгоградец Александр Климешов возвращает к жизни старинные самовары. Он стал первым в Волгоградской области коллекционером и реставратором антикварных «чайников».
Пичуга — родина самовара?
В небольшой деревне под Волгоградом спустя несколько веков после изобретения электрического чайника научились давать вторую жизнь самоварам. Необычным коллекционированием и реставрацией занялся 27-летний парень, житель села Пичуга Александр Климешов.
— Все началось несколько лет назад, когда на чердаке бабушкиного дома я обнаружил два старых самовара, — признается Александр. — Выбросить их на свалку не поднималась рука, тогда-то я и подумал: «А почему бы не починить их?».
Один из самоваров оказался настоящим долгожителем — медали на его пузатом сверкающем боку свидетельствовали о том, что из него пили чай еще в конце 19 века. Бабушка рассказала парню, что посудина служила еще его прадеду!
Александру пришлось прочесть десятки статей и книг, прежде чем приступить к непростому занятию. Оказалось, что в России знатоков истории самоваров, его устройства и тем более ремонта можно пересчитать по пальцам. А в Волгограде таких нет вообще.
Любовь к антикварным вещам у Александра из Пичуги оказалась настолько сильной и преданной, что парень решил посвятить реставрации все свое свободное время.
Вскоре молодой человек организовал целый клуб любителей самоваров, где и руководит процессом спасения антикварных пузачей. Под его началом трудится сильная и умелая команда: одни ищут желающих продать раритетные чайники, другие ставят диагноз состарившимся самоварам: есть мастер, которому доверено выправлять емкость, а есть тот, кто натирает самовар до блеска.
— Не так давно наши ряды пополнились жестянщиком, — продолжает Климешов. — Это уже немолодой мужчина, который всю жизнь проработал на заводе. Ему я заказываю изготовление труб. Понимаете, мы ведь не только спасаем самовар, мы стараемся восстановить эпоху, из которой он к нам прибыл, поэтому комплектуем изделие только оригинальными деталями.
Здесь-то и возникает самая большая трудность. Достать некоторые элементы — жаровые, трубы, мелкие детали, которые терялись бывшими хозяевами, — подчас уже невозможно. Вот и пылятся месяцами без дела десятки перспективных самоваров. А некоторые и вовсе не подлежат восстановлению — это самовары-доноры.
Вымирающий вид
Достать антикварный самовар — дело хлопотное, и с каждым годом найти его, что клад отыскать.
— В поисках первых самоваров я объездил всю область — заброшенные хутора, пункты приема металлолома, — признается коллекционер. — И сейчас могу с уверенностью сказать, что старый русский самовар — это исчезающий вид.
А все дело в том, что когда появился электрический самовар, его дровяного собрата стали массово сносить на металлолом, а то и попросту выбрасывать на свалки. Еще лет 7—10 назад в пунктах приема цветного металла чайных посудин было море и стоили они копейки.
— Два года как самовары перестали сдавать, — говорит Александр. — Ко мне приходят семьи, которые нашли самовар на чердаке или в подвале и не могут от него избавиться, потому что это — семейная реликвия. Иногда отреставрировать старый самовар получается дороже, чем купить новый. Но для таких заказчиков особенно приятно выполнять работу, потому что ясно, что в этих семьях самовар занимает свое достойное место.
Но есть и те, кто относится к старинным изделиям с пренебрежением. Однажды Александр приехал в деревеньку по звонку женщины. Та заявила в трубку, что при ремонте дома нашла на чердаке «то, что вам нужно».
— Когда я вошел во двор, то увидел посреди него распластанную на земле кучку металла, — вспоминает Климешов. — Оказалось, что хозяйке было лень сносить его с чердака и она попросту сбросила самовар с высоты.
Мастера ранит такое отношение, ведь раньше самовар олицетворял душу дома. В Европе семьи собирались вокруг камина, в России — вокруг самовара. За кружкой чая открывались семейные тайны и свершались судьбоносные решения. В нынешнем же мире человек живет на бегу, для нас топить самовар — непозволительная роскошь.
Двести лет в обед
Сегодня в коллекции Климешова около 40 самоваров, возраст иных — несколько столетий.
Гордость пузатой коллекции — двухсотлетний самовар, произведенный в конце 18 века. Рыночная стоимость такой вещицы — от 200 тыс. руб.
— Это самая ценная моя находка, — продолжает Александр. — Сложно определить фабрику, где он был изготовлен, медали практически не читаются. Но, как полицейский ищет по фотороботу преступника, так и я по внешним данным определяю принадлежность самовара. В 18 веке господствовал классицизм, вот и у этого экземпляра бак выполнен в виде амфоры. Видимо, и хранили его бережно — бак идеально ровный!
Этому самовару только предстоит «лечение» и обретение нового дома, скорее всего, в коллекции какого-нибудь состоятельного человека. Александр предполагает, что после ремонта его можно будет реализовать за несколько сот тысяч рублей. Заметим, что сегодня хороший антикварный чайный прибор можно купить за 8—10 тыс. руб.
И все же желающих купить самовар с каждым днем становится все больше: кто-то приобретает в качестве подарка в загородный дом, кто-то — как сувенир иностранному гостю. Но многие ставят самовар дома и затапливают его в кругу большой семьи по праздникам.
А однажды, когда волгоградцы отмечали День города, Климешов приехал в центр и затопил на пл. Павших Борцов 40-литровый самовар. И что бы вы думали? Желающих испить чайку из настоящего самовара выстроилась целая очередь! Люди, оказывается, совсем по-новому смотрят на старину — с интересом и тоской.
Елена ПРОХОРОВА.