Через полтора года наш земляк Александр Крымцев отметит 90-летие. Вспоминая долгую жизнь, он не скрывает: сороковые годы стали главным испытанием для его поколения, чье детство опалила война, а юность согрела Великая Победа.
Поверишь тут в чудо!
Этот выпускник школы-семилетки начинал свой трудовой путь, как многие его ровесники. Поступил в ремесленное училище № 1, где готовили рабочие кадры для Сталинградского тракторного завода. Хотел выучиться на токаря, но война расстроила все планы: заставила встать к станку и выпускать оборонную продукцию, постигая науки на практике. Так что через год юные ремесленники чувствовали себя в цеху, как дома.
— Отец воевал, я работал на заводе, мама с сестрой жили в пригороде, на областной опытной станции полеводства в Кузьмичах. Помню, как в субботу, 22 августа 1942 года, я отработал смену и пошел их проведать. Добрался к утру и сразу же попал под немецкие самолеты, — рассказал Александр Петрович о незабываемом для сталинградцев дне.
Тогда от Конного разъезда прилетели три самолета. Пара направилась на Сталинград, а один — на опытную станцию, где у края поселка расположились девушки-зенитчицы. Сначала летчик сбросил бомбу на них, а потом стал охотиться на одинокого путника. Едва мальчишка забежал в жилой барак, как за его спиной ухнула бомба и оставила большую воронку.
Но утром-то рабочему Крымцеву надо на смену. «К вечеру затихнет, я и пойду в город», — решил он. Однако задолго до вечера в поселок пришли немецкие бронетранспортеры, а на Сталинград черной тучей полетели немецкие бомбардировщики.
Так он остался рядом с передовой: с одной стороны занятый врагом поселок обстреливали наши, с другой отстреливались враги. Мирные жители, которых голод гнал на плантации за овощами, часто попадали под пули. Но никакой медицинской помощи от немецких властей не получали.
— Спасаясь от смерти, я пошел к родным в хутор Вертячий. Остался у деда, работал. А когда через десять дней после начала ноябрьского контрнаступления наши войска освободили хутор, вернулся на опытную станцию, — рассказал мой собеседник.
Враг не только на передовой
После сталинградской победы война ушла на запад, оставив сталинградцам разбитые блиндажи вместо жилья, 300 г муки в сутки по рабочей карточке и непочатый край работы. Александр Крымцев с такими же, как он, подростками ухаживал за скотом, ремонтировал технику, работал в поле, вручную цепом молотил зерно. Весь урожай сдавали для нужд фронта, так что зимой 1943—1944 гг. жители снова голодали.
— Весной кто-то приехал и сообщил: меня ждет повестка в военкомат. Но ведь мне еще и семнадцати лет нет. Пошел узнать, а там разговор короткий: «Собирайся, завтра утром отправляем команду добровольцев», — вспомнил Александр Петрович начало воинской службы.
На опытной станции ему вручили две буханки хлеба. Мама нажарила карман кукурузы да дала фуфайку в дальнюю дорогу. Новобранцев направили в Сталинград и зачислили в 356-й запасной стрелковый полк, который располагался в Красных казармах. Недолгая учеба — и вот уже «покупатели» из войск правительственной связи выбрали человек двести, одели в новое обмундирование, обули в американские ботинки желто-красного цвета и строем повели на вокзал.
Скоро поезд примчал их в украинский г. Ровно. Днем бойцы учебного полка связи строили линии связи, а ночью поднимались по тревоге и ловили по хуторам хорошо вооруженных бандеровцев и диверсантов.
Никогда не боялся работы
Осенью 1944 г. в Одесском порту личный состав части вместе с 45-миллиметровыми пушками и боеприпасами погрузили на транспортный корабль. В сопровождении самолетов и сторожевых катеров тот прибыл в румынский порт Констанцу, откуда бойцов поездом доставили в Югославию. Здесь формировалась 4-я Одесская ордена Александра Невского бригада правительственной связи, которая получила задачу обеспечивать связь между Ставкой Верховного Главнокомандования и штабами фронтов, которые освобождают европейские государства по пути на Берлин, — объяснил ветеран.
До самой Победы и несколько лет после нее бригада строила и охраняла сотни километров линий связи в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии. Лишь в декабре 1950 г. старший сержант Крымцев вернулся в родной город. Учился, строил Волжскую ГЭС, работал на тракторном заводе и в проектном институте. Вместе с женой Алевтиной Петровной воспитал двоих детей и четверых внуков. До сих пор встречается со школьниками на уроках мужества и рассказывает им: геройства на войне мало, зато много тяжелой, но нужной для Победы работы.
Алла САВЧИШИНА.