В суровый час
Осенью 1941 г. на южном крыле советско-германского фронта сложилась опасная обстановка. В эти нелегкие дни ГК обороны принял решение о создании в Сталинграде городского комитета обороны с расширенными полномочиями. В его состав вошли Александр Чуянов — первый секретарь Сталинградского обкома ВКП(б), Иван Зименков — председатель Сталинградского облисполкома и Александр Воронин — начальник областного управления НКВД.
На борьбу с диверсантами
Вся власть в городе и области по законам военного времени теперь возлагалась на ГКО. Чекистам областного управления пришлось заниматься вопросами, связанными с обороной Сталинграда. Так, к ноябрю 1941 г. усилиями Александра Воронина и сотрудников управления было сформировано около 200 отрядов бойцов-истребителей танков, на всех промышленных объектах были созданы рабочие отряды самообороны. Однако обстановка в Сталинграде все усложнялась. Город имени вождя, являясь важнейшим узлом военных коммуникаций, представлял для гитлеровского командования особый интерес. Гитлеровская авиация начала бомбежки города, а в пригородах и самом Сталинграде участились случаи заброски абвером шпионов, сеющих панические слухи и совершающих диверсии на объектах промышленности. Гитлеровцы задались целью нарушить работу тыла, ослабить оборону страны. На защиту города и подступов к нему встали соединения ПВО, оперативные отряды НКВД, милиции, истребительные батальоны. Для борьбы с парашютными десантами и диверсантами в области в короткий срок было создано 82 истребительных батальона НКВД, в которых насчитывалось свыше 10 тыс. бойцов.
Сталинградское золото
Выполняя самые различные задания, сталинградские чекисты неизменно проявляли лучшие качества: неуклонную волю, самоотверженность и воинское мастерство.
Однажды из северо-западных районов СССР в Сталинград прибыл состав с металлоломом для завода «Красный Октябрь».
«Вагоны стали разгружать с ходу. Но у одного вагона стоял вооруженный часовой, — вспоминал в книге мемуаров Александр Воронин, начальник областного управления НКВД. — Он запретил не только разгружать этот вагон, но даже приближаться к нему. Грузчики доложили об этом начальству, но боец был непреклонен. Позвонили в обком партии, в управление НКВД. Меня попросили послать на станцию оперативных работников. Выяснилось, что боец из состава войск НКВД охраняет порученный ему вагон с особо важными государственными ценностями. Вагон этот для маскировки был включен в состав с металлоломом. Боец перенес целую серию бомбежек, смертельно устал после нескольких бессонных ночей, его мучил голод, однако он продолжал самоотверженно нести службу и доставил в Сталинград вагон с золотом в полной сохранности».
План «Сатурн»
В день контрнаступления 19 ноября 1942 г. Александр Воронин находился в штабе Сталинградского фронта. Ранним утром началась артиллерийская подготовка, на позиции немцев неожиданно обрушились тонны смертоносного огня. Такой мощный удар был нанесен впервые. Противник в панике и ужасе оставлял позиции. План наступательных операций Красной армии под кодовым названием «Сатурн» начал воплощаться. Воронину и его чекистам поручалась очень сложная задача — отследить передвижение немецких войск и их командных пунктов.
«Управление НКВД совместно с органами контрразведки фронта усиленно следило за дислокацией вражеских штабов, — пишет Воронин. — Мы доложили командующему (Рокоссовскому. — Прим. ред.), что штаб Паулюса находится в центре города — в подвале универмага. Константин Константинович просил не упускать из поля зрения этот штаб».
24 января 1943 г. на стол Воронину легла очередная радиограмма фельдмаршала Паулюса, перехваченная советскими радистами: «Чтобы спасти еще оставшихся в живых, армия просит немедленного разрешения капитулировать». В ответ Гитлер потребовал от Паулюса сражаться до последнего патрона. Однако война в Сталинграде уже близилась к победному концу.
«Окруженная группировка гитлеровских отборных войск была расчленена на части и 2 февраля 1943 года полностью ликвидирована, — продолжает Александр Иванович. — В тот же день воины 64-й армии генерала Шумилова появились в подвале универмага. Началась капитуляция 6-й немецкой армии. В плен было взято 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом».
Всегда в строю
Большую группу пленных генералов во главе с Фридрихом Паулюсом по указанию Александра Воронина взял под охрану батальон войск НКВД. В ходе Сталинградской наступательной операции были уничтожены две немецкие, две румынские и одна итальянская армии. Разгромлены 32 дивизии и 3 бригады. Враг потерял более 800 тыс. чел. Взято в плен свыше 91 тыс. гитлеровцев, в том числе более 2,5 тыс. офицеров, 24 генерала. Впервые за всю историю войн в России был пленен вражеский фельдмаршал.
Но отдыхать бойцам НКВД было некогда. После освобождения Сталинграда перед чекистами поставили новую задачу: нужно было восстановить карты минных полей, которые уничтожили в штабе Паулюса, готовясь к капитуляции. На основе допросов офицеров, солдат-минеров, содержащихся в лагерях для военнопленных, чекистам удалось полностью воссоздать план минных полей. Это помогло советским саперам изъять свыше 1,5 млн взрывоопасных предметов.
Также в первые годы после освобождения Сталинграда сотрудники НКВД осуществляли фильтрационную работу среди военнопленных. Необходимо было выявить и привлечь к ответственности тех, кто производил расправы над советскими людьми, раскрыть и разоблачить вражескую агентуру, оставленную на нашей территории, а также активных немецких пособников.
Под Сталинградом Александр Воронин был тяжело ранен, но выжил и после длительного лечения был направлен на новое место прохождения службы.
Инга ИВАНОВА.