В Госдуме обсуждается закон, запрещающий рекламу лекарственных препаратов
Инициатором законопроекта, запрещающего рекламу лекарственных препаратов, выступил экс-депутат Госдумы Антон Беляков, в настоящее время член Совета Федерации. Разработкой закона занимался Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству при содействии комитета по охране здоровья.
Реклама не для всех
Напомним, что в марте 2013 г. премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам минздрава и ФАС проработать вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов в СМИ, в том числе в электронных. Министр здравоохранения Вероника Скворцова поддержала инициативу главы правительства, равно как и общественность: согласно опросу, проведенному прошлой весной Superjob.ru, за запрет рекламы лекарств выступали 47% респондентов.
Реклама фармпрепаратов занимает значительную долю в общем объеме рекламы. По данным TNS Russia, в 2012—2013 гг. на рекламу лекарств приходилось свыше 30 млрд руб. в год, что составляет порядка 10% от общего объема рынка. Стоит добавить, что речь идет о рекламе безрецептурных препаратов, так как реклама лекарств, отпускаемых по рецепту врача, была запрещена в 2006 г.
Согласно законопроекту, который рассматривается в Госдуме, реклама лекарственных препаратов, медицинских изделий и методов лечения не будет допускаться иначе, как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, авторы закона намерены запретить коммерческое продвижение препаратов не только в традиционных медиа, но и в Интернете. Также будет запрещено проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных препаратов.
Согласно опросу, проведенному прошлой весной, за запрет рекламы лекарств выступали 47% респондентов.
Самолечение опасно
Авторы законопроекта о запрете рекламы лекарств мотивируют необходимость его принятия заботой о безопасности россиян: в пояснительной записке говорится, что более 60 тысяч сограждан ежегодно умирает от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают потребителю печатные и телевизионные СМИ. Отсутствие запрета на рекламу препаратов провоцирует их бесконтрольное потребление. По данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение по смертности занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням.
Более 60 тысяч сограждан ежегодно умирает от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают потребителю печатные и телевизионные СМИ.
При этом депутаты апеллируют к опыту США и Евросоюза, где аналогичные проблемы решаются ограничением рекламы лекарств. «Задача любой рекламы — представить товар в лучшем свете, вызвать у потребителя желание его приобрести и заработать на этом деньги. К сожалению, реклама лекарств не стала исключением. В результате вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, сильнее боли, а потом, к несчастью, узнает, что у него опухоль головного мозга», — говорят разработчики законопроекта.
Авторитетные ученые-фармакологи сходятся во мнении, что рекламу лекарственных препаратов надо запретить. «Это просто преступление, — считает Ростислав Полищук, член РАМН по борьбе с лженаукой. — Известно много фактов, когда рекламируются препараты с серьезными побочными действиями. Нужно вводить наказание, потому что фармацевтическое лобби просто наживается на лекарствах».
Как показывает практика, именно те препараты, которые широко рекламируются по телевидению, малоэффективны. «Я бы вообще запретил рекламу лекарственных препаратов, — говорит Юрий Успенский, д. м. н., профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней Санкт-Петербургской государственной академии им. И. И. Мечникова. — Здоровье надо доверять врачам, а не коммерсантам».
Проблема в качестве здравоохранения
Понятно, что эксперты рекламного рынка против резонансного закона. «Мы не можем относиться к этому иначе, как отрицательно, причем не только по бюджетным причинам. С помощью рекламы мы предоставляем потребителю выбор: рассказываем о препаратах, которые есть на рынке и описываем их действие, и в том числе противопоказания. Я полагаю, когда речь идет о здоровье, у каждого из нас должен быть выбор, как себя лечить. Поэтому я в какой-то степени считаю, что запрет рекламы безрецептурных препаратов в СМИ — это ограничение свобод», — уверена эксперт Екатерина Ваганова.
Виктор Дмитриев, генеральный директор ассоциации российских фармацевтических производителей, считает, что самолечение — это проблема качества здравоохранения, а не рекламы отдельных препаратов. «Есть рецептурные лекарства, которые нельзя рекламировать, а есть безрецептурные, которые рекламируются в большинстве стран мира. Мы придерживаемся той позиции, что такие препараты должны иметь право на рекламу. У нас за регистрацию побочных действий отвечает Росздравнадзор, там нет такой статистики, которую приводят токсикологи», — заключает он.
Самолечение — это проблема качества здравоохранения, а не рекламы препаратов. Народ занимается самолечением не потому, что реклама активная, а потому что очереди в поликлиниках, сложно попасть на прием к нужному специалисту.
Наталья ПАВЛОВА, предприниматель:
— Я считаю, что сначала надо решить проблему с медицинским обслуживанием, особенно в малонаселенных пунктах, где не хватает специалистов, а потом запрещать рекламу лекарственных препаратов. Людям приходится за сотню километров ехать в областные центры, чтобы попасть к нужному врачу. И отстаивать огромную очередь. Еще не факт, что тебя успеют принять. Нужно, чтобы везде нормально работали интернет-порталы государственных медицинских учреждений, чтобы можно было спокойно записаться на нужное время к специалисту, а не идти к 8 утра за талоном на прием. Сегодня для людей поход в поликлинику — это стресс. Пусть в правительстве сначала позаботятся о качестве здравоохранения, а потом запрещают рекламу лекарств.
Юлия БЛУДИЛИНА, директор МУП «Аптека № 42»:
— Считаю, что реклама лекарственных препаратов необходима для специалистов, чтобы из многообразия лекарств доктор смог выбрать подходящее для пациента. Как и авторы законопроекта, я считаю, что новинки нужно рекламировать и презентовать на фармацевтических выставках, семинарах, конференциях, других подобных мероприятиях и в специализированных журналах, но никак не по телевидению и на радио, поскольку случаи отравления лекарственными препаратами в результате самолечения не единичны.
Наталья ЛАТЫШЕВСКАЯ, председатель комитета Волгоградской областной Думы по здравоохранению, физической культуре и молодежной политике:
— Я не только поддерживаю этот законопроект, в 2008 году я была его инициатором. Тогда до рассмотрения этого законопроекта в Госдуме дело не дошло. Хорошо, что сейчас к нему вернулись. Я категорически против рекламы лекарственных препаратов в СМИ. Жуликов много, под видом лекарственных препаратов могут продавать все что угодно. Одно время на всех телеканалах рекламировали средство против катаракты, на всех телеканалах призывали пожилых людей купить. Выяснилось, что это средство не только не препятствует развитию катаракты, но, наоборот, усугубляет болезнь. И таких случаев много. Наденут на актера белый халат, повесят на шею фонендоскоп, и вещает он на всю страну о пользе сомнительных лекарств. Это надо прекращать!