Сложности подъема со дна Волги, восстановление имен бойцов, причины крушения БК-31
В начале ноября в праздничные выходные в акватории Волги проходила уникальная операция – со дна реки поднимали бронекатер БК-31, который затонул осенью 42-го года во время Сталинградской битвы. Операция длилась более двух суток. Поисковики, дайверы, сотрудники МВД, МЧС и другие специалисты работали с раннего утра и до позднего вечера. Подготовка к подъему судна заняла больше двух недель. Все детали операции, состоянии находки, ее дальнейшую судьбу и несколько настоящих сенсаций обсудили сегодня, 17 ноября, на большом круглом столе, который состоялся в пресс-центре комитета культуры Волгоградской области.
Бронекатер БК-31 дайверы обнаружили еще в мае. Он находился в протоке Волги – Куропатке, близ острова Голодный на глубине 6-8 метров. Судно было почти полностью занесено песком. Организовать операцию взялся учредитель частного учреждения «Военно-исторический музей «Наследие» Виктор Василевский. Подъемом судна со дна реки занимались специалисты компании ООО «Монолитстрой-Холдинг».
Такой операции не проводили ни в Волгоградской области, ни в России
Инженеры долго продумывали и просчитывали план подъема, надо было учесть состояние судна и возможное наличие на нем боеприпасов, которые могли сдетонировать в любой момент. Подготовительные работы шли 16 дней. Сначала дайверы вымывали из судна песок – по оценке специалистов, его там было около трехсот тонн. Сразу удалось поднять несколько единиц оружия, то, что лежало на палубе – винтовки, гранаты, пистолеты и многое другое. Тогда же дайверы нашли первые останки бойцов.
Для подъема бронекатера решили использовать три специальные стропы, грузоподъемность каждой – 150 тонн. Их изготовили на заказ.
Подъем судна начался 5 ноября и длился более двух суток. На месте работали поисковики, инженеры, сотрудники МВД, МЧС и другие специалисты. Усилиями многотонного крана катер подняли до поверхности воды. Однако сразу погрузить судно на баржу для транспортировки не получилось - корма, в которой находились два танковых двигателя, никак не хотела отрываться от дна. Была вероятность, что она просто отломится от корпуса судна. В один момент одна из строп лопнула, не выдержав нагрузки.
Как рассказали участники операции, изначально был риск, что судно разойдется на три части: серьезные повреждения бронекатер получил на корме после прямого попадания вражеского снаряда, спровоцировавшего пожар, а также между носом и орудийной башней. Однако этого, к счастью, не произошло.
Чтобы успешно завершить операцию, решили отделить корму от корпуса и поднять ее отдельно. Когда судно, наконец, поместили на баржу, его отвезли на судоремонтный завод в Красноармейском районе Волгограда. Оно находится там и по сей день.
Шаткая конструкция судна оказалась не единственной сложностью операции. Во время подъема на Волге было сильное течение, и судно постоянно замывало песком. Для того, чтобы откопать бронекатер, пришлось использовать доноуглубительный плавучий кран и земснаряд. Как выяснилось, бронекатер оказался не единственной находкой:
- Нас поразил не только бронекатер, но и то, что рядом с ним было немало других судов. Я говорю не о двух или трех, а о десятках. Более того, бронекатер БК-31, которые мы подняли, находился на шестидесятиметровой галере, по всей видимости, еще времен Петра I, - рассказал генеральной директор ООО «Монолитстрой-Холдинг» Дмитрий Кабельков.
Как погиб катер?
- Нам удалось восстановить список экипажа катера поименно - всего 13 человек. Сейчас идет поиск их родственников. Мы уже связались с племянниками капитана бронекатера Павла Никитина, - рассказывает председатель правления Волгогрдского региональной молодежной общественной организации (ВРМОО) «Поиск» Светлана Князева.
Когда катер обстреливали немцы, на нем были и другие люди – проводилась эвакуация мирного населения. Кому-то тогда удалось спастись, но многие погибли. Немало вопросов вызывает последний день жизни экипажа. Единого мнения на этот счет нет. Согласно одной из версий, бронекатер сел на мель, и его расстреляли с берега. Но это не сходится с теми фактами, которые стали известны после поднятия судна. Катер нашли на глубине 6-8 метров, а в 40-е годы уровень воды в Волге был еще выше. К тому же, если бы подбитое судно оказалось на мели, оно бы выгорело полностью. От топлива, которые выходило из катера во время подъема, ничего не осталось бы.
Представители МВД считают, что сегодня восстановить последние часы жизни судна можно лишь в вероятной форме. По мнению поисковика Руслана Белякова, быстро это сделать не получится:
- Катер уже разделили на две части и вытащили из него все вещи. Восстановить картину боя можно было только по первозданному виду судна. Поэтому сейчас речь может идти только о возможных вариантах развития событий в тот роковой день, - считает эксперт.
Тысячи действующих патронов
На круглом столе было представлено много предметов с поднятого катера: личные вещи членов экипажа, кухонная утварь, средства связи, лампы, таблички, прожектор и многое другое. Больше всего было оружия: около 10 000 патронов, 140 снарядов для пушки, 60 гранат, 11 винтовок, 9 ППШ, 2 пистолета, 4 тротиловых шашки.
Несмотря на десятки лет, проведенных на дне реки, патроны оказались пригодными к использованию. В отличной сохранности оказались не только боеприпасы, но и многие другие предметы. К примеру, на небольших стеклянных сосудах и лампах не было ни единого скола, а кожаные ремни и перчатки членов экипажа отлично гнулись, не рассыпаясь. Вероятнее всего, большая часть предметов сохранилась из-за отсутствия контакта с кислородом. Их «законсервировал» разлитый из баков мазут.
Как быть дальше?
Вся найденная военная техника принадлежит Министерству обороны России, поэтому ведомство вправе забрать судно из нашего региона. Но этого не произойдет:
- Нет никаких сомнений, что бронекатер останется в Волгоградской области, - уверил всех присутствующих председатель комитета областной Думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Александр Осипов.
Главные вопросы, которые сейчас стоят перед властями и экспертами, - как увековечить память речников и в каком виде представить сам катер. Восстановить или законсервировать в том виде, в котором судно сейчас, создать для него отдельный музей, вписать в уже существующие мемориалы и открыть экспозицию на базе уже существующего музея? Все это решится в ближайшем будущем.
Но катеру нужна срочная «помощь» уже сегодня: его необходимо законсервировать, из-за постоянного контакта с кислородом судно разрушится.
«Наследие» открыло специальные благотворительный счет, средства которого потратят на сохранение найденной реликвии. Виктор Василевский подчеркнул, что этот счет создали, в первую очередь, для того, чтобы каждый неравнодушный мог внести свою маленькую лепту в столь масштабный проект, который должен стать по-настоящему народным.
Виктория Чернова