Знаменитые советские бренды, такие как «Аленка» и «Мишка на севере», могут стать более доступными для использования.
Законопроект о возврате к коллективной собственности на бренды, рожденные в СССР, поступил на рассмотрение Госдумы.
Прекратить судебные тяжбы!
— Идея вернуть в коллективную собственность знаменитые советские бренды, родилась у депутатов Законодательного собрания Приморья. Они хотят вернуть в Гражданский кодекс норму, которая действовала до 2007 г. По ней за производителем, который выпускал продукцию под советскими брендами до 1992 года, сохраняется право на дальнейшее безвозмездное использование этих товарных знаков. Свою инициативу авторы законопроекта мотивируют необходимостью прекратить судебные распри между российскими предпринимателями, которые ведут многолетние тяжбы за право использования известных брендов, предъявляя друг другу многомиллионные иски.
— В советское время все фабрики были государственными, работали по единым стандартам и производили продукцию, сходную по своему ассортименту и рецептуре, — напоминают депутаты в пояснительной записке к законопроекту. Названия продукции могли быть зарегистрированы на головное предприятие или на имя разработчика. Но в условиях глобального дефицита и отсутствия реальной конкуренции необходимости в брендах как таковых не было.
— После распада Советского Союза производство стало переходить в частные руки, и у некогда народных брендов появились правообладатели. При этом продолжала действовать норма, которая разрешала производителям, ранее выпускавшим продукцию под советскими товарными марками, свободно пользоваться ими и дальше. Ликвидировали ее лишь в 2007 г., чтобы закрыть лазейку для иностранных компаний, которые, приобретая бывшие советские предприятия, получали право бесконтрольно и бесплатно использовать также известные во всем мире товарные марки. Теперь депутаты пытаются вернуть все на круги своя.
Врезка: В советское время все фабрики были государственными, работали по единым стандартам и производили продукцию сходную по своему ассортименту и рецептуре. После распада СССР производство стало переходить в частные руки, и у некогда народных брендов появились правообладатели.
Создать реестр брендов
— Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова в интервью «Российской газете» сказала, что в этой инициативе есть здравый смысл. "Многие советские торговые марки действительно изначально не принадлежали ни одному кондитерскому или мясоперерабатывающему комбинату", — заметила она. Что касается покупки российских компаний иностранцами, то это происходит и сейчас. По словам Комиссаровой, если у государства есть желание защитить легендарные торговые марки, ставшие частью истории страны, есть смысл сделать специальный реестр брендов, которые запрещается продавать нерезидентам.
— Проблема использования советских товарных марок есть не только внутри нашей страны, но и на пространстве Таможенного союза. Специалисты насчитали несколько сотен аналогичных или схожих до степени смешения товарных знаков, зарегистрированных правообладателями в России, Казахстане и Белоруссии. И с этим надо что-то делать. Как стало известно "Российской газете", в качестве одного из вариантов выхода из положения рассматривается возможность преобразования локальных товарных знаков в коллективные. Но это пока лишь идея, которая никак не оформлена на бумаге.
Врезка: Если предприятия смогли сохранить технологии, следуют рецептуре и производят продукцию, соответствующую самым высоким стандартам качества, то им можно разрешить использовать товарные знаки.
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»:
— Так как я выросла в СССР, то хорошо помню вкус любимых конфет «Кара-Кум», «Мишка на Севере», «Белочка». И, конечно, горячо поддерживаю идею вернуть знаменитые бренды в коллективную собственность. Помню, как в кондитерском магазине на Аллее Героев выстраивались очереди за шоколадными конфетами волгоградской кондитерской фабрики им. В.И. Ленина (ныне
ЗАОр "НП Конфил"), и бабушка покупала мне любимый «Кара-Кум». Потом волгоградский «Кара-Кум», к моему удивлению и огорчению, с прилавков исчез. Прошло время, пока я привыкла к новому названию любимых конфет «Корабли пустыни». Вкус тот же, но название другое. К сожалению, многие кондитерские фабрики вынуждены были расстаться со знаменитыми советскими брендами, несмотря на неизменно высокое качество их продукции. Могу предположить, что в маркетинговом плане они от этого потеряли. Я была бы рада снова увидеть конфеты «Кара-Кум» производства волгоградской кондитерской фабрики на прилавке наших магазинов.
Ирина Павлова, начальник отдела маркетинга ЗАОр "НП Конфил":
— В советские времена наша кондитерская фабрика выпускала продукцию под знакомыми всеми названиями «Кара-Кум», «Мишка на Севере», «Красный мак», «Белочка» и другие шоколадные конфеты и карамель известных советских брендов. Но, к сожалению, мы были вынуждены изменять названия на любимую продукцию, продолжая выпускать ее до сих пор, поскольку холдинг «Объединенный кондитер», куда вошли три фабрики: «Бабаевская», «Красный Октябрь» и «РотФронт», эти названия монополизировал вплоть до мельчайших деталей изображения на этикетках. Нарушителям этих прав грозят огромные штрафы. Конечно, если советские бренды вернутся в коллективную собственность, наша кондитерская фабрика этим воспользуется, ведь они будут популярны еще не один десяток лет среди категории потребителей старше 25.
Дмитрий Семененко, руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда:
— Я всецело за то, чтобы вернуть советские бренды в коллективную собственность. Это такое же народное достояние, как СССР, кстати, тоже бренд, который никому и никогда не приходило в голову монополизировать. Но возвращать их надо вместе с ГОСТами, чтобы известные названия не дискредитировать. «Мишка на Севере» должен быть тем самым «Мишкой на Севере», который был в советские времена, а пиво «Жигулевское» полностью соответствовать стандарту того самого советского «Жигулевского» пива. Никакие ТУ здесь недопустимы. И тогда не важно, какая именно фабрика будет выпускать «Мишку на Севере» или «Кара-Кум», главное — это будут те самые замечательные конфеты, вкус которых знаком с детства.
Игорь Богатов, инженер:
— Я большой любитель пива, уже много лет покупаю «Жигулевское», поскольку со времен СССР для меня это знак качества. Я рад, что бренд «Жигулевское» не имеет правовой охраны и может производиться всеми компаниями. Это уникальный случай, учитывая тот факт, что многие советские названия были монополизированы. Знаю, что суды неоднократно отказывали пивоварам в регистрации этого бренда. Например, запатентовать «Жигулевское» не получилось у «Балтики», крупнейшей пивоваренной компании в стране. Это не удалось даже Жигулевскому пивоваренному заводу (ОАО «Жигулевское пиво»), которому марка обязана своим названием. Разное бывает «Жигулевское» по своему качеству, для себя я выбрал несколько производителей этого пива. Сам факт, что пью «Жигулевское», как в старые советские времена с сушеной рыбкой, уже душу греет. Конечно, я за то, чтобы знаменитые советские бренды вернули в коллективную собственность. Это народное достояние!